г. Тюмень |
|
28 февраля 2012 г. |
Дело N А46-8152/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Моховой Анны Николаевны на решение от 18.08.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Глазков О.В.) и постановление от 26.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-8152/2011 по заявлению Главного управления по земельным ресурсам Омской области (644043, г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42) к Моховой Анне Николаевне (Челябинская область, г. Магнитогорск) о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 17.06.2008 N ДГУ-К-13-758.
В заседании приняли участие представители Моховой А.Н. Ситников Н.А., Кузьменко И.В. по доверенности от 06.12.2011.
Суд установил:
Главное управление по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУЗР Омской области, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Межрегиональная Металлургическая Компания" (далее - ООО "ММК", ответчик, общество) о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 17.06.2008 N ДГУ-К-13-758 путем изменения п. 2.1 договора и изложения его в следующей редакции: "Размер арендной платы за предоставленный участок определяется согласно расчету арендной платы и составляет 70 522,35 руб. в месяц. Расчет ежемесячной арендной платы за аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного на территории города Омска осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п и рассчитывается по формуле: Ап = КсЧСап/12, где Ап - размер ежемесячной арендной платы; Кс - кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, за который производится расчет арендной платы (для земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3124 - 56 417 880,54 руб.); Сап - ставка арендной платы в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка: 0.015 (п. 8 Приложения N 1 к постановлению Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п); 12 - количество месяцев в году; Ап = 81 097 189,04Ч0,025/12 = 70 522,35 руб.".
Решением от 18.08.2011, оставленным без изменения постановлением от 26.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен в части.
На основании ходатайства ООО "ММК" судом апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика на Мохову Анну Николаевну.
Мохова А.Н. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель указывает, что договор не предусматривает право арендодателя в одностороннем порядке изменять размер арендной платы. Судами неправильно применена статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Представители Моховой А.Н. в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержали.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.06.2008 между Управлением (арендодатель) и ООО "Сиб-Эко-Металл" (арендатор) заключен договор аренды N ДГУ-К-13-758 земельного участка, находящегося в государственной собственности и расположенного в городе Омске (далее - договор аренды), в силу которого арендодатель в соответствии с распоряжением Главного управления по земельным ресурсам Омской области от 19.12.2007 N 4103-р "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Сиб-Эко-Металл" в аренду земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенном в городе Омске" представляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 25 лет находящийся в государственной собственности, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населенных пунктов, земельный участок площадью 21642 кв.м, кадастровый номер 55:36:13 01 01:3124, местоположение установлено относительно склада готовой продукции, почтовый адрес: г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 41, в Кировском административном округе, для производственных целей под сооружения. Договор зарегистрирован в установленном порядке 05.08.2008.
Соглашением к договору аренды, зарегистрированным 15.07.2010, все права и обязанности по названному договору с даты государственной регистрации соглашения перешли к новому арендатору - ООО "ММК".
Земельный участок, являющийся объектом аренды, не находится в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципальной собственности (сведения о правах отсутствуют), что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 15.05.2008 N 39/08-4467.
Порядок и сроки внесения арендных платежей согласованы сторонами в разделе 2 договора аренды.
Пунктом 2.1 договора аренды установлено, что размер арендной платы за предоставленный участок определяется согласно расчету арендной платы (приложение N 3 к договору) и составляет 22 905,89 руб. в месяц.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.3 договора размер арендной платы изменяется не чаще одного раза в год с учетом индекса потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги населению, за предыдущий календарный год, а также при изменении кадастровой стоимости участка и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Арендатор перечисляет арендную плату получателю в размере, исчисляемом согласно приложению к настоящему договору, за каждый месяц вперед с оплатой до 25 числа месяца, предшествующего отчетному. Получателем является Управление федерального казначейства по Омской области.
Согласно подпункту 2 пункта 4.1 договора арендодатель имеет право изменять в одностороннем порядке не чаще одного раза в год размер арендной платы в случае принятия нормативных правовых актов, изменяющих значение величин, применяемых в расчете арендной платы.
29.10.2008 Правительством Омской области принято постановление N 179-п "Об утверждении положения об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске".
В связи с тем, что указанным постановлением с 13.11.2008 был установлен иной порядок определения размера арендной платы, арендодатель предложил арендатору внести изменения в договор аренды.
Управление в адрес арендатора направило проект соглашения об изменении условий договора аренды относительно порядка расчета и размера арендной платы. Неполучение истцом ответа в установленный срок послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Выводы судов соответствуют нормам права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, при этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, за исключением земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из содержания части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что условие о размере арендной платы договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе нормативно-правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, при аренде государственных и муниципальных земель применяются регулируемые цены, и стороны договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не вправе устанавливать арендную плату по своему усмотрению.
Учитывая, что в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, требования истца о внесении изменений в условия договора аренды в связи с изменением порядка определения размера арендной платы, который в установлен постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, являются обоснованными.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о неправильном применении статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и об отсутствии у истца оснований для обращения с требованием об изменении договора аренды.
Довод заявителя о неправильном применении части 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации также подлежит отклонению в силу наличия в законодательстве специальных норм об определении размера арендной платы в отношении государственных и муниципальных земель.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.08.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 26.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8152/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Моховой Анны Николаевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что условие о размере арендной платы договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно соответствовать нормам действующего законодательства, в том числе нормативно-правовым актам органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, при аренде государственных и муниципальных земель применяются регулируемые цены, и стороны договора аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не вправе устанавливать арендную плату по своему усмотрению.
Учитывая, что в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенных в городе Омске, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, требования истца о внесении изменений в условия договора аренды в связи с изменением порядка определения размера арендной платы, который в установлен постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, являются обоснованными.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя о неправильном применении статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации и об отсутствии у истца оснований для обращения с требованием об изменении договора аренды.
Довод заявителя о неправильном применении части 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации также подлежит отклонению в силу наличия в законодательстве специальных норм об определении размера арендной платы в отношении государственных и муниципальных земель."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2012 г. N Ф04-595/12 по делу N А46-8152/2011