г. Тюмень |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А46-2696/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Дубининой Т.Н., Кисляковой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2011 (судья Биер Е.Б.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 (судьи: Рожков Д.Г., Рябухина Н.А., Солодкевич Ю.М.) по делу N А46-2696/2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш Дом", 644013, г. Омск, ул. Каховская, 3, (ИНН 5503092790, ОГРН 1055504118009, далее - ООО УК "Наш Дом") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, 644043, г. Омск, ул. Тарская, д. 11, (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782, далее - ТУ Росимущества в Омской области) о взыскании 3 130 843,10 руб. задолженности за отопление, содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, 256 861,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Омской области от 18.08.2011 требование истца о взыскании задолженности в сумме 702 119,54 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 66 835,60 руб. выделено в отдельное производство. Делу присвоен номер А46-10317/2011.
В рамках настоящего дела рассмотрено требование истца о взыскании долга в сумме 2 275 878,29 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 171 215,02 руб. Требование связано с имуществом, приобретенным по государственным контрактам N 28/К от 23.12.2008, N 54/К от 27.12.2008, заключенным ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" с обществом с ограниченной ответственностью "Домостроительная корпорация "Стройбетон".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение (ФГУ) "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ", Федеральное государственное учреждение "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.09.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда 29.11.2011, иск удовлетворен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Российская Федерация, как собственник квартир, становится фактическим потребителем коммунальных услуг и обязана нести расходы по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества. Факт оказания ответчиком услуг подтверждается материалами дела.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТУ Росимущества в Омской области обратилось с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации. У ТУ Росимущества в Омской области отсутствуют полномочия собственника в отношении спорных квартир, поскольку они предоставляются военнослужащим, уволенным в запас в рамках полномочий Министерства обороны Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Министерство обороны Российской Федерации в отзыве на жалобу судебные акты находит законными и обоснованными.
Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве - замене третьего лица (Федеральное государственное учреждение "Омская квартирно-эксплуатационная часть района") на правопреемника - Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений".
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении, в том числе в силу реорганизации юридического лица, арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
В материалы дела представлены документы о том, что 26.09.2011 Федеральное государственное учреждение "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" на основании приказа Министра обороны N 1871 от 17.12.2010 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" реорганизовано в форме присоединения к Федеральному государственному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности Федерального государственного учреждения "Омская квартирно-эксплуатационная часть района".
С учетом изложенного заявление о процессуальном правопреемстве ответчика следует удовлетворить: заменить Федеральное государственное учреждение "Омская квартирно-эксплуатационная часть района" на Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений".
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2008 N 902 "О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах" между ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" (заказчик) и ООО Домостроительная корпорация "Стройбетон" (продавец) заключены государственные контракты N 28/К от 23.12.2008, N 54/К от 27.12.2008, предметом которых являлась купля-продажа квартир в количестве 110 штук, поименованных в приложениях к государственным контрактам (с учетом внесенных изменений дополнительным соглашением), расположенных в городе Омске по адресам: ул. Ядрянцева, д. 26, ул. Завертяева, д. 7 корп. 4, ул. Завертяева, д. 7 корп. 5, ул. Завертяева, д. 13, ул. Завертяева, д. 13/1, пр. Космический, д. 18А корп. 4.
В силу пунктов 1.1 государственных контрактов выгодоприобретателем является Российская Федерация в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти (центрального аппарата или его территориального органа) - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
ООО УК "Наш Дом" на основании договоров управления домом в период с февраля 2009 года по декабрь 2010 года оказывало услуги и выполняло работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставляло коммунальные услуги собственникам помещений в домах по указанным выше адресам.
Поскольку обязательства по оплате оказанных услуг исполнены не были, истец обратился с иском в арбитражный суд.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Российская Федерация является собственником квартир N 121, 157, 158, 160, 193, 196, 197, 201, 218, 236, 237, 240, 241, 267, 268, 269, 271 - 273, 275 - 278, 280, 312, 315, 316, 320, 340, 341, 344, 345, 348, 349, 352 - 357, находящихся в доме N 26 по ул. Ядринцева в г. Омске, квартир N 2, 35, 37, 38, 39, 43, 75, 79, 114, 157, 195 - 197, 199, находящихся в доме N 7 корп. 4 по ул. Завертяева в г. Омске, квартир N 25, 29, 33, 37, 38, 39, 77, 81, 83, 112, 115, 118, 158, находящихся в доме N 7 корп. 5 по ул. Завертяева в г. Омске, квартир N 29, 33, 37, 40, 41, 76, 116, 147, 151, 155, 156, 159, находящихся в доме N 13 по ул. Завертяева в г. Омске, квартир N 39, 41, 77, 78, 158, находящих в доме N 13 корп. 1 по ул. Завертяева в г. Омске, квартир N 1, 2, 4, 5, 21, 25, 26, 28, 29, 30, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 65, 69, 73, 77, 81, 109, 113, 117, находящихся в доме N 18А корп. 4 по пр. Космический в г. Омске.
Иных прав на указанные квартиры за иными лицами не зарегистрировано.
По правилам статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положением о ТУ Росимущества в Омской области, утвержденным Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Омской области, в том числе осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1).
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", на которое ссылается заявитель жалобы, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Доказательств того, что спорные квартиры в установленном законом порядке переданы Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в лице территориального управления в Омской области в хозяйственное ведение или оперативное управление Министерства обороны Российской Федерации, не имеется.
Собственником квартир является Российская Федерация. В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, принадлежности квартир иному лицу или лицам, ответчик не представил.
Таким образом, Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Омской области является законным владельцем спорных квартир в многоквартирном доме по ул. Ядрянцева, д. 26, г. Омск, и в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана нести расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, с эксплуатацией и содержанием общего имущества многоквартирного дома.
Учитывая вышеприведенные нормы права и обстоятельства, иск обоснованно предъявлен к Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Омской области.
При таких условиях кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 15.09.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 по делу N А46-2696/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Триль |
Судьи |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", на которое ссылается заявитель жалобы, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
...
Собственником квартир является Российская Федерация. В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, принадлежности квартир иному лицу или лицам, ответчик не представил.
Таким образом, Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Омской области является законным владельцем спорных квартир в многоквартирном доме по ... , г. Омск, и в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязана нести расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, с эксплуатацией и содержанием общего имущества многоквартирного дома."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф04-699/12 по делу N А46-2696/2011