г. Тюмень |
|
6 марта 2012 г. |
Дело N А67-1408/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тамашакина С.Н.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Максименко Вениамина Николаевича на решение от 04.08.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Афанасьева Е.В.) и постановление от 02.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Журавлева В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А67-1408/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Максименко Вениамина Николаевича (ИНН 540505761278, ОГРНИП 304540324500166) к Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, 8, ИНН 7017018626, ОГРН 10270008632514), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, 34/1, ИНН 7017107837, ОГРН 1047000304823) о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: Платоненко Виктор Тимофеевич.
В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Максименко В.Н. Шульга А.Н. по доверенности от 27.02.2012.
С у д у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель Максименко Вениамин Николаевич (далее - предприниматель Максименко В.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Томской области (далее - ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Томской области) о признании незаконными совершенных 15.10.2009 действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 и действий по внесению в сведения государственного кадастра недвижимости кадастровой стоимости указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Платоненко Виктор Тимофеевич.
Решением от 11.08.2011 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 02.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления отказано.
Предприниматель Максименко В.Н. обратился с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
По мнению заявителя, судами не применены нормы права, подлежащие применению, не дана надлежащая оценка доказательствам, выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что отнесение земельного участка к вновь образованным является необоснованным; до 02.11.2009 отсутствовало нормативно-правовое регулирование в сфере государственной кадастровой оценки земель по отношению к ситуации заявителя, а измененные после нормы регулируют те отношения, которые возникли после их принятия.
Оспариваемые действия не соответствуют части 1 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному Приказом Министерства юстиции от 20.02.2008 N 35, действовавшему на момент совершения оспариваемых действий.
В судебном заседании представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, предприниматель Максименко В.Н. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, 23, с кадастровым номером 70:21:0100033:0146, общей площадью 1 388,5 кв.м и по адресу: г. Томск, ул. Сергея Лазо, 23, с кадастровым номером 70:21:0100033:0147, общей площадью 5 485,5 кв.м.
Указанные земельные участки были образованы путем разделения земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0012 и поставлены на государственный кадастровый учет в марте 2007 года, вид разрешенного использования: для завершения строительства и последующей эксплуатации незавершенного строительством здания.
При постановке земельных участков на государственный кадастровый учет были выданы кадастровый план земельного участка 70:21:0100033:0146 от 05.03.2007 N 21/07-2-71, согласно которому кадастровая стоимость установлена в размере 3 237 232,21 руб., и кадастровый план земельного участка 70:21:0100033:0147 от 05.03.2007 N 21/07-2-72, в котором была указана кадастровая стоимость 12 789 223,83 руб. (согласно акту определения кадастровой стоимости от 05.03.2007).
Согласно кадастровым паспортам от 09.02.2011, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0146 указана 10 206 807,96 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100033:0147 - 40 323 691,08 руб. Средний удельный показатель кадастровой стоимости в данных выписках составил 7 350,96 руб./кв.м.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя Максименко В.Н. в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий по повторному определению кадастровой стоимости земельных участков и действий по внесению в сведения государственного кадастра объектов недвижимости кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из того, что повторное определение кадастровой стоимости земельных участков заявителя законно и обоснованно, поскольку по отношению к государственной кадастровой оценке, проводимой по состоянию на 01.01.2007 земельные участки заявителя являются вновь образованными.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На основании пунктов 1-4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316) (в редакции, действовавшей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Томской области), организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 39 от 15.02.2007, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Поскольку указанный нормативный акт вступил в силу в 2007 году, перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель, составлялся по состоянию на 01.01.2007.
Судами установлено, что к моменту постановки земельных участков на государственный кадастровый учет органом исполнительной власти - Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 29.11.2002 N 352 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" была утверждена кадастровая стоимость земель в муниципальном образовании "Город Томск" приложение 20 руб./кв.м в разрезе кварталов по состоянию на 01.02.2002.
Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что по отношению к государственной оценке, проводимой по состоянию на 1 января 2007 года, для участков, образованных и поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 1 января 2007 года рассматриваемые земельные участки, как образованные после 01.01.2007 в перечень объектов проведения работ по государственной оценке не входили. В связи с чем рассматриваемые земельные участки, не включенные в перечень, так как возникли после 1 января года проведения работ по кадастровой оценке, и по дату утверждения результатов кадастровой оценки, являются вновь образованными применительно к проводимой кадастровой оценке и сведения о них включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельных участков 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 определялась в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), которые в силу п. 1.2 применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний N 222, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 2.1.3. Методических указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абзац 1).
Суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что при формировании перечней земельных участков для определения кадастровой стоимости на 01.01.2007 имелись сведения лишь о земельном участке 70:21:0100033:012, который прекратил свое существование как объект недвижимого имущества с момента раздела и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости - 05.03.2007.
Следовательно, земельные участки, принадлежащие заявителю, на момент проведения государственной кадастровой оценки не существовали и на кадастровый учет поставлены не были, и не могли быть включены в перечень объектов оценки, формируемый на начало года проведения работ по государственной кадастровой оценке - 01.01.2007.
Поскольку Постановлением Администрации (Губернатора) Томской области N 262а от 24.12.2008 утверждены результаты государственной кадастровой оценки, проведенной по состоянию на 01.01.2007, спорные земельные участки являются вновь образованными по отношению к проводимой государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2007.
Кроме того, как правильно отмечено судами, заявитель не оспаривает определение удельного показателя, вид разрешенного использования земельных участков, которые использовались заинтересованными лицами при определении кадастровой стоимости. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что органом кадастрового учета удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорных земельных участков были определены на основании и в соответствии с разрешенным видом использования в правоустанавливающих документах, расхождений в сведениях государственного кадастра недвижимости и иных правоустанавливающих документах на земельные участки не имеется, правомерно отклонил доводы заявителя о незаконности повторного определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих заявителю, и не нашел оснований для удовлетворения заявленных предпринимателем Максименко В.Н. требований.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что при принятии обжалуемых судебных актов с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 11.08.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 02.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1408/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Максименко Вениамина Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что по отношению к государственной оценке, проводимой по состоянию на 1 января 2007 года, для участков, образованных и поставленных на государственный кадастровый учет по состоянию на 1 января 2007 года рассматриваемые земельные участки, как образованные после 01.01.2007 в перечень объектов проведения работ по государственной оценке не входили. В связи с чем рассматриваемые земельные участки, не включенные в перечень, так как возникли после 1 января года проведения работ по кадастровой оценке, и по дату утверждения результатов кадастровой оценки, являются вновь образованными применительно к проводимой кадастровой оценке и сведения о них включены в Перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельных участков 70:21:0100033:0146 и 70:21:0100033:0147 определялась в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222), которые в силу п. 1.2 применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний N 222, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей (пункты 1.3, 1.4 Методических указаний)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2012 г. N Ф04-630/12 по делу N А67-1408/2011