г. Тюмень |
|
14 марта 2012 г. |
Дело N А03-5859/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 08.09.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Старцева М.В.) и постановление от 15.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.. Скачкова О.А.) по делу N А03-5859/2011 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Немецком национальном районе Алтайского края (658870, Алтайский край, Немецкий национальный район, село Гальбштадт, улица Клубная, дом 6, ИНН 2259005514, ОГРН 1022200865180) к Отделению по Немецкому Национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (658870, Алтайский край, Немецкий национальный район, село Гальбштадт, улица Первомайская, дом 39, ОГРН 1022200865191, ИНН 2259005200) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в принятии исполнительного документа.
Другие лица, участвующие в деле: Отдел культуры администрации Немецкого Национального района, администрация Немецкого Национального района.
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Немецком Национальном районе Алтайского края (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению по Немецкому Национальному району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Отделение УФК) о признании незаконными действий по отказу в принятии исполнительных документов - постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.11.2007 N 83, от 18.08.2008 N 9, от 05.09.2008 N 32 и обязании Отделения УФК принять к исполнению указанные исполнительные документы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел культуры администрации Немецкого национального района и администрация Немецкого национального района.
Решением от 08.09.2011 Арбитражного суда Алтайского края заявленные Управлением Пенсионного фонда требования удовлетворены, действия Отделения УФК по возвращению без исполнения постановлений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.11.2007 N 83, от 18.08.2008 N 9, от 05.09.2008 N 32 признаны незаконными. Суд обязал Отделение УФК принять на исполнение указанные постановления.
Постановлением от 15.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (правопреемник Отделения УФК, далее - Управление Федерального казначейства) ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению Управления Федерального казначейства, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации лишь на основании судебных актов. Порядок взыскания недоимки, образовавшейся по состоянию на 31.12.2009, предусмотрен статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившего в силу с 01.01.2010 (далее - Закон N 212-ФЗ).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления Федерального казначейства и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, оспариваемые постановления от 16.11.2007 N 83, от 18.08.2008 N 9, от 05.09.2008 N 32 предъявлены Управлением Пенсионного фонда для исполнения решений о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователей: Отдела культуры администрации Немецкого национального района и администрации Немецкого национального района.
Возвращая указанные постановления без исполнения, Отделение УФК сослалось на то обстоятельство, что данные постановления не входят в число исполнительных документов, которые могут быть приняты на исполнение в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Принимая судебные акты об удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в пунктах 3 и 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в периоде возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 названного Закона. Если размер причитающейся к уплате суммы превышает в отношении юридических лиц 50 000 рублей, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Следовательно, в период возникновения спорных правоотношений внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если размер причитающихся к уплате сумм не превышает определенного Законом предела, подлежала применению ко всем юридическим лицам, независимо от их организационно-правовой формы.
Исключений для бюджетных учреждений Закон N 167-ФЗ не предусматривал.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 63 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
Установив, что процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование была начата до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Управление Пенсионного фонда вправе применить порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, который был предусмотрен статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 08.09.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 15.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5859/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 63 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
Установив, что процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование была начата до вступления в силу Закона N 212-ФЗ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что Управление Пенсионного фонда вправе применить порядок взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, который был предусмотрен статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2012 г. N Ф04-473/12 по делу N А03-5859/2011