г. Тюмень |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А45-15682/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Рябининой Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Брокер Капитал-Трейд" N Ф04-975/2012 (3958-А45-21) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.11.2011 (судья Потапова Л.Н.) по делу N А45-15682/2011 по иску Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (634041, г. Томск, проспект Кирова, 20, ИНН 7017018464, ОГРН 1027000905447) к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Брокер Капитал-Трейд" (630007, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Октябрьская магистраль, 4, 1201, ИНН 5404323817, ОГРН 1075404010956) о взыскании денежных средств в счет возмещения вреда.
Суд установил:
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (далее - Департамент) 14.09.2011 обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Брокер Капитал-Трейд" о взыскании 25 317 рублей 85 копеек в счет возмещения вреда.
Требование Департамента мотивировано нарушением правил перевозки тяжеловесных грузов, выразившееся в превышении транспортным средством ответчика предельно допустимых осевых нагрузок при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08.11.2011 иск удовлетворен.
Суд первой инстанции установил превышение транспортным средством ответчика предельно допустимые осевые нагрузки без специального разрешения при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 апелляционная жалоба ООО "Альфа Брокер Капитал-Трейд" возвращена в связи с отклонением ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В кассационной жалобе ООО "Альфа Брокер Капитал-Трейд" просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Заявитель не согласен с утверждением о достоверности данных, содержащихся в акте от 24.06.2010 N 53, поскольку они противоречат техническим характеристикам транспортного средства.
Также заявитель считает необоснованным вывод суда о подтверждении путевым листом от 23.06.2010 движения автомобиля марки Интернационал 9200I в сцепке с полуприцепом, что не соответствует статьям 2, 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также пунктам 3, 10 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов".
Из Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 заявитель делает вывод о том, что механическое транспортное средство - Интернационал 9200I не может иметь прицеп.
По мнению заявителя, владелец прицепа (транспортного средства) не был установлен, поэтому взыскание платы в счет возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, только с владельца автомобиля марки Интернационал 9200I неправомерно.
Департамент в отзыве отклонил кассационную жалобу ООО "Альфа Брокер Капитал-Трейд". По утверждению истца, автомобиль Интернационал 9200I при взвешивании находился в составе автопоезда совместно с трехосным прицепом. По смыслу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, как полагает истец, владелец тягача в момент движения управляет автопоездом и несет ответственность за причиненный вред.
Согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба ответчика рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
В ходе исследования материалов дела суд первой инстанции установил, что сотрудниками стационарного пункта весового контроля, расположенного в селе Чажемто на автомобильной дороге Томск - Каргала - Колпашево, был установлен факт нарушения допустимых весовых параметров транспортным средством марки Интернационал 9200I, государственный номер С 614 КС 54, находящийся во владении и пользовании ООО "Альфа Брокер Капитал-Трейд" по договору лизинга от 26.10.2007 (с изменениями от 26.05.2009).
Транспортное средство под управлением водителя Панькина С.А. осуществляло перевозку тяжеловесного груза - дистиллят ГК легкий (бензиновая фракция) по маршруту Каргасок - Каргала - Изовка, проходящему по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области (Мельниково - Кожевниково - Изовка, Томск - Каргала - Колпашево, Могильный Мыс - Парабель - Каргасок), с превышением предельно допустимой массы транспортного средства и с превышением предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства без специального разрешения.
Весовые параметры транспортного средства зафиксированы в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 24.06.2010 N 53, согласно которому полная масса транспортного средства составила 33,3 т при максимально допустимых: по группе А - 30,00 т; по группе Б - 22,00 т.
Фактические осевые нагрузки составили по второй оси - 8,02 т, по третьей оси - 7,50 т при максимально допустимых нагрузках на данные оси по группе Б - 6,00 т.
Автомобильные дороги Мельниково - Кожевниково - Изовка, Томск - Каргала - Колпашево, Могильный Мыс - Парабель - Каргасок включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, утвержденный распоряжением администрации Томской области от 17.11.2005 N 309-ра.
Согласно расчету Департамента размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика, осуществлявшим перевозку тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Томской области, составил 25 317 рублей 85 копеек.
В соответствии с частью 7 статьи 12, пунктом 2 части 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
В пунктах 2, 3 и 5 названных Правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Поэтому при рассмотрении требования Департамента о взыскании платы в счет возмещения вреда суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для взыскания платы в размере 25 317 рублей 85 копеек в целях компенсации ущерба.
По результату правильной оценки согласно статье 71 АПК РФ представленных доказательств о превышении фактической осевой нагрузки при перевозке грузов и отсутствии разрешения на перевозку тяжеловесного груза суд первой инстанции на законном основании удовлетворил иск Департамента о взыскании с ООО "Альфа Брокер Капитал-Трейд" 25 317 рублей 85 копеек платы в счет возмещения вреда.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы об иной оценке технических параметров транспортного средства не опровергают зафиксированные средствами объективного контроля обстоятельства несоблюдения массовых ограничений и противоречат основаниям применения судом первой инстанции надлежащих норм материального права, регулирующих вопросы ответственности за превышение предельно допустимых осевых нагрузок на автомобильных дорогах.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене решения суда первой инстанции и принятии в суде кассационной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08.11.2011 по делу N А45-15682/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Брокер Капитал-Трейд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7 статьи 12, пунктом 2 части 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиненного автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
В пунктах 2, 3 и 5 названных Правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2012 г. N Ф04-975/12 по делу N А45-15682/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-975/12
25.01.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-174/12
15.12.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-174/12
08.11.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-15682/11