г. Тюмень |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А75-6424/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры на решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Загоруйко Н.Б.) и постановление от 14.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Киричек Ю.Н., Рыжиков Е.П.) по делу N А75-6424/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи" (628463, ХМАО-Югра, г. Радужный, 1 мкр., д.13, ИНН 8609006412, ОГРН 1028601465210) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 64 ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители сторон:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Ковалевский А.Н. по доверенности от 10.01.2012; Замятин Н.Н. по доверенности от 16.09.2011.
от общества с ограниченной ответственностью "Белые ночи" - Исмагулов К.А. по доверенности от 30.12.2011 N 8.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственности "Белые ночи" (далее - Общество, заявитель, ООО "Белые ночи") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 20.07.2011 N 10-88/2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному штрафу в размере 300 000 руб.
Решением от 10.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме. Оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе административный орган просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт, указывая на то, что судами неполно выяснены обстоятельства дела, имеющие значение для дела, неправильное толкование действующего законодательства о недрах повлекло необоснованный вывод о недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, ссылаясь на судебную практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Определение от 17.05.2011 N ВАС-5839/11 по делу N А44-3387/201), на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2011 по делу N А42-5148/2010, по которым дана правовая позиция относительно действий юридических лиц, имеющих лицензию на разработку полезных ископаемых, но не использующих данные недра и не проводивших геологические работы согласно лицензионных соглашений.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, заслушав представителей сторон, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "Белые ночи" выдана лицензия на право пользования недрами серии ХМН N 00749 ОЭ с целевым назначением и видами работ в виде разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (торф) карьер N 13 площадью 1.63 га на Западно-Варьеганском месторождении нефти в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
На основании распоряжения первого заместителя руководителя административного органа от 14.06.2011 N 10-16/2011, в период с 01.07.2011 по 08.07.2011 в отношении ООО "Белые ночи" проведена плановая выездная (документарная) проверка выполнения законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр при разработке месторождений, условиями пользованиями недрами, включая и на лицензионном участке согласно выданной лицензии серии ХМН N 00749 ОЭ.
По итогам проверки составлен акт от 07.07.2011 N 110-16/2011, из которого следует, что ООО "Белые ночи" не приступало к разработке запасов в границах лицензии; не выполнило основные требования по разведке и добычи полезных ископаемых, что привело к несоблюдению пункта 3.1 условий пользования недрами, не выполнило следующие работы на лицензионном участке:
- не разработало и не представило на согласование в орган государственного горного надзора (территориальный орган) проектный документ на разработку и обустройство месторождения общераспространенных полезных ископаемых и не получило на него положительное заключение государственной экспертизы;
- не провело на территории выделенного участка недр геологоразведочные работы;
- не предоставило в территориальный фонд геологической информации и Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отчет о результатах геологоразведочных работ в пределах участка недр: "Карьер N 13 на Западно-Варьеганском месторождении нефти";
- не оформило в установленном порядке горноотводный акт,
- по истечению установленных сроков не приступило к разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых и не осуществляет указанные мероприятия по настоящее время.
В отношении ООО "Белые ночи" составлен протокол об административном правонарушении от 07.07.2011 N 10-88/2011 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ООО "Белые ночи" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 300 000 руб.
Общество, не согласившись с указанным постановлением административного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из недоказанности Инспекцией состава вменяемого обществу административного правонарушения.
Выводы судов являются правомерными, соответствующими действующему законодательству, установленными обстоятельствами по делу.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, в соответствии со статьей 20 Закона о недрах могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба.
С учетом указанных норм права и установленных обстоятельств, суды правомерно пришли к выводу о том, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта, а не наличия такого права.
Материалами дела подтверждено, что административным органом не представлено доказательств, что Общество в проверяемый период пользовалось недрами.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, следовательно, правовых оснований у административного органа для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ не имелось.
Суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования, отменив оспариваемое постановление административного органа, что соответствует части 2 статьи 211 АПК РФ, которой предусмотрено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью лили в части либо об изменении решения.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку ранее уже были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 14.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6424/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, в соответствии со статьей 20 Закона о недрах могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба.
С учетом указанных норм права и установленных обстоятельств, суды правомерно пришли к выводу о том, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утверждённого в установленном порядке технического проекта, а не наличия такого права.
Материалами дела подтверждено, что административным органом не представлено доказательств, что Общество в проверяемый период пользовалось недрами.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, следовательно, правовых оснований у административного органа для привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2012 г. N Ф04-608/12 по делу N А75-6424/2011
Хронология рассмотрения дела:
09.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8088/12
09.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8088/12
22.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-608/12
14.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8837/11