г. Тюмень |
|
9 апреля 2012 г. |
Дело N А46-11267/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Алексеевой Н.А.
Мартыновой С.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на решение от 08.11.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 24.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А46-11267/2011 по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (644010, г. Омск, ул. Пушкина, д. 67, ИНН 5504018510, ОГРН 1025500972716) о признании действий незаконными и обязании принять решение.
Суд установил:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - общество, ОАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Омское региональное отделение ФСС РФ) о признании незаконными действий по отказу в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительных мероприятий), и об обязании принять решение о финансовом обеспечении и объеме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением от 24.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заваленных требований. Общество полагает, что судами неправильно применены нормы материального права; заявление о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий правомерно направлено обществом в территориальный орган фонда социального страхования, в котором общество зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения; общество с заявлением представило Омскому региональному отделению ФСС РФ все документы, предусмотренные Правилами финансового обеспечения предупредительных мероприятий; Омским региональным отделением ФСС РФ нарушена процедура принятия решения об отказе в финансировании предупредительных мероприятий. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу Омское региональное отделение ФСС РФ не представило.
В судебном заседании объявлен перерыв до 09 час. 20 мин. 04.04.2012.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке норм статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ростелеком" 20.04.2011 зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию по месту нахождения обособленного подразделения - Омского филиала, в Омском региональном отделении ФСС РФ.
Общество обратилось в Омское региональное отделении ФСС РФ с заявлением от 27.06.2011 N 19-36/3006 о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Письмом от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509 Омское региональное отделение ФСС РФ сообщило обществу об отсутствии оснований для финансового обеспечения Омского филиала общества, в связи с отсутствием у Омского филиала общества страховых взносов за предшествующий календарный год и невозможностью расчета планируемой суммы финансирования.
В отзыве на заявление общества в арбитражном суде первой инстанции Омское региональное отделении ФСС РФ также указало на обращение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер ненадлежащего лица - Омского филиала общества, не являющегося страхователем, к ненадлежащему территориальному органу ФСС РФ.
Отказывая в удовлетворении требований общества, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обществом не соблюден порядок направления заявления в ФСС РФ; с заявлением в Омское региональное отделении ФСС РФ обратилось не юридическое лицо, а филиал общества; заявление может быть подано обществом только в государственное учреждение - Санкт - Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Санкт-Петербургское региональное отделение ФСС РФ).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ), юридические лица, имеющие обособленные подразделения с отдельным балансом, расчетным счетом и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны осуществить регистрацию в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения таких обособленных подразделений.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2, 2.4, 4.6.2 Положения об Омском филиале общества, утвержденном Советом директоров общества, филиал является обособленным подразделением общества, расположенным вне места нахождения общества и осуществляющим в зоне действия филиала часть функций общества, в том числе представительских; филиал не является юридическим лицом; во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления, действует от имени общества на основании утвержденного Положения; общество выдает директору филиала генеральную доверенность, в которой определяет пределы его полномочий.
Порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер определены в Правилах финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом от 11.02.2011 N 101н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Правила финансового обеспечения).
Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения для реализации страхователем права на финансовое обеспечение предупредительных мер страхователю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 года.
В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23 марта 2004 г. N 27, юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящего порядка, регистрируются в качестве страхователей в территориальном органе Фонда по месту нахождения данных обособленных подразделений.
Согласно пункту 8 Правил финансового обеспечения территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер, в случае если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации либо если представленные документы содержат недостоверную информацию. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Как следует из материалов дела, заявление о финансировании предупредительных мер от 27.06.2011 N 19-36/3006 подписано заместителем директора Омского филиала общества Дьячковым Ю.Ю., действовавшим на основании нотариально заверенной доверенности от 15.06.2011 N 12-600/1-2 от имени общества (л.д. 27 т. 3).
Указанная доверенность была выдана в порядке передоверия руководителем филиала общества Южаковым А.Ю., действующим от имени общества на основании генеральной доверенности от 01.06.2011 N 12-91 (л.д. 1 т.2).
Право Дьячкова Ю.Ю. на подписание вышеуказанного заявления от имени общества подтверждается доверенностью и не оспаривается Омским региональным отделением ФСС РФ.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что вывод арбитражных судов об обращении в Омское региональное отделении ФСС РФ с заявлением филиала общества не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Заявление о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма от 27.06.2011 N 19-36/3006 направлено Омскому региональному отделению ФСС РФ от имени ОАО "Ростелеком" в лице его Омского филиала и считается поданным от имени юридического лица.
Довод об отсутствии у Дьячкова Ю.Ю. полномочий на подписания заявления о финансировании предупредительных мер от имени общества не являлся основанием для отказа Омского регионального отделения ФСС РФ в предоставлении финансирования (исходя из текста письма от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509).
Суд кассационной инстанции считает, что арбитражными судами не применены подлежащие применению нормы статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", нормы пункта 3 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно указанным нормам ОАО "Ростелеком" зарегистрировано в качестве страхователя в Омском региональном отделении ФСС РФ. В связи с чем заявление о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма правомерно направлено обществом по месту регистрации Омскому региональному отделению ФСС РФ.
Арбитражными судами неправильно применены нормы пункта 4 Правил финансового обеспечения предупредительных мер, поскольку указанными нормами не ограничено право юридического лица на подачу заявления только территориальным органом ФСС РФ по месту нахождения юридического лица. Учитывая, что ОАО "Ростелеком" зарегистрировано в качестве страхователя в Омском региональном отделении ФСС РФ, по указанному месту регистрации общество имеет право обратиться с заявлением.
На основании вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что действия фонда по направлению письма от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права общества на возмещение (возврат) за счет страховых взносов расходов на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Доводы Омского регионального отделения ФСС РФ, изложенные в письме от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509, об отсутствии у Омского филиала общества страховых взносов за предшествующий календарный год, не могут являться основанием для отказа в финансовом обеспечении, поскольку указанные обстоятельства не предусмотрены в пункте 8 Правил финансового обеспечения в 2011 году в качестве основания для отказа в финансовом обеспечении.
ОАО "Ростелеком" являлось плательщиком страховых взносов в 2010 году, а также является правопреемником ОАО "Сибирьтелеком", которое также уплачивало страховые взносы в 2010 году, в том числе в Омское региональное отделение ФСС РФ по месту нахождения своего Омского филиала. В связи чем вышеуказанный довод Омского регионального отделения ФСС РФ не соответствует обстоятельствам дела.
Финансовое обеспечение предупредительных мер производится за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году. ОАО "Ростелеком" зарегистрировано в качестве страхователя по месту нахождения Омского филиала, который производит уплату страховых взносов и представляет соответствующие расчеты страховых взносов в Омское региональное отделение ФСС РФ.
Установленный в пункте 6 Правил финансового обеспечения порядок согласования решения территориальным органом ФСС РФ с ФСС РФ не может являться основанием для отказа обществу в предоставлении финансового обеспечения.
Омским региональным отделением ФСС РФ по заявлению общества не вынесено решение в порядке, установленном пунктами 7, 8 Правил финансового обеспечения.
На основании части 1 статьи 288 АПК РФ, в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене. Кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт.
Действия Омского регионального отделения ФСС РФ по отказу ОАО "Ростелеком" в лице его Омского филиала в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежат признанию незаконными в связи с несоответствием их нормам статей 1, 2, 3, 4 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом от 11.02.2011 N 101н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества, Омское региональное отделение ФСС РФ обязано в установленный законом срок принять решение по заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий ОАО "Ростелеком" и объеме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
На основании норм статьи 110 АПК РФ, в связи с удовлетворением требований ОАО "Ростелеком", с Омского регионального отделения ФСС РФ подлежат взысканию судебные расходы по оплате обществом в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражных судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, всего в общей сумме 4 000 руб.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 08.11.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11267/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявление открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по отказу ОАО "Ростелеком" в лице его Омского филиала в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, как не соответствующие Федеральному закону N 125-ФЗ от 24.06.2011 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилам финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом от 11.02.2011 N 101н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обязать государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации принять решение по заявлению о финансовом обеспечении предупредительных мероприятий ОАО "Ростелеком" и объеме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
Взыскать с государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации судебные расходы в размере 4 000 (четыре тысячи) рублей в пользу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия Омского регионального отделения ФСС РФ по отказу ОАО "Ростелеком" в лице его Омского филиала в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежат признанию незаконными в связи с несоответствием их нормам статей 1, 2, 3, 4 Правил финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом от 11.02.2011 N 101н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
...
решение от 08.11.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11267/2011 отменить.
...
Признать незаконными действия государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по отказу ОАО "Ростелеком" в лице его Омского филиала в финансовом обеспечении в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, как не соответствующие Федеральному закону N 125-ФЗ от 24.06.2011 "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилам финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом от 11.02.2011 N 101н Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2012 г. N Ф04-1118/12 по делу N А46-11267/2011