город Омск |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А46-11267/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9775/2011) открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 по делу N А46-11267/2011 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5504018510) о признании действий по отказу в финансовом обеспечении Омского филиала в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, незаконными и обязании принять решение о финансовом обеспечении и объёме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - Русинова Т.А. по доверенности от 14.07.2011 сроком действия до 01.06.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Сабаев А.П. по доверенности N 59 от 10.01.2012 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения); Канушин Е.А. по доверенности N 25 от 30.12.2011 сроком действия до 31.12.2012 (личность представителя установлена на основании служебного удостоверения);
установил:
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - ОРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, учреждение) о признании действий по отказу в финансовом обеспечении Омского филиала в 2011 году предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, незаконными и обязании принять решение о финансовом обеспечении и объёме финансового обеспечения указанных мероприятий в 2011 году.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 по делу N А46-11267/2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Ростелеком" обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
01.04.2011 открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком"), состоявшее по месту нахождения Омского филиала на учёте в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - ГУ - ОРО ФСС РФ (извещение от 06.10.2005), реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Ростелеком".
В связи с этим 20.04.2011 ОАО "Ростелеком" было поставлено на учёт в ГУ-ОРО ФСС РФ по месту нахождения его Омского филиала. 21.04.2011 ОАО "Сибирьтелеком" было снято с учёта в ГУ - ОРО ФСС РФ.
27.06.2011 Омским филиалом ОАО "Ростелеком" подано в ГУ - ОРО ФСС РФ заявление N 19-36/3006 о финансировании в счёт начисляемых в текущем календарном году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В ответ на данное заявление ГУ - ОРО ФСС РФ оформило письмо N 22-01-28/01/13509 от 03.08.2011, которым обществу было отказано в финансировании в связи с обращением с ним ненадлежащего лица - Омского филиала ОАО "Ростелеком", не являющегося страхователем, к ненадлежащему территориальному органу ФСС РФ - ГУ - ОРО ФСС РФ, каким, исходя из места нахождения ОАО "Ростелеком", признаваемого страхователем, является государственное учреждение - Санкт - Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Санкт-Петербургское ОРО ФСС РФ), где заявитель и состоит на учёте в качестве страхователя.
Не согласившись с отказом в финансовом обеспечении Омского филиала в 2011 году предупредительных мероприятий, ОАО "Ростелеком", обратилось в Арбитражный суд Омской области с выше указанными требованиями.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения дела не усмотрел оснований для удовлетворения заявления ОАО "Ростелеком". Выводы суда основаны на том, что в территориальный орган Фонда социального страхования с заявлением о финансировании в счёт начисляемых в текущем календарном году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний может обратиться только страхователь, коим является юридическое лицо (ОАО "Ростелеком"), а не филиал юридического лица (Омский филиал ОАО "Ростелеком"). Таким образом, суд посчитал, что обществом не соблюден порядок направления заявления о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер, установленный Правилами финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждённых приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 февраля 2011 года N 101н (далее - Правила финансового обеспечения).
В апелляционной жалобе ОАО "Ростелеком" просит решение суда первой инстанции отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, юридическое лицо, зарегистрированное в органах социального страхования по месту нахождения обособленного подразделения, является страхователем. В связи с этим, ОАО "Ростелеком" правомерно обратилось в территориальный орган Фонда социального страхования по месту нахождения своего обособленного подразделения (Омского филиала) с заявлением о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер.
Кроме того, общество указало, что суд первой инстанции в своем решении не дает никакой правовой оценки выводам обжалуемого письма заинтересованного лица от 03.08.2011 N 22-01-28/01/13509, несоблюдению им процедуры принятия решения об отказе, установленной действующим законодательством РФ.
ГУ - ОРО ФСС РФ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором обосновало отсутствие оснований для отмены решения суда первой инстанции. Считает, что филиал ОАО "Ростелеком" не вправе обратиться с заявлением о финансировании в 2011 году предупредительных мероприятий.
Общество представило письменные доводы на отзыв учреждения, согласно которым заявитель считает правовую позицию заинтересованного лица не правомерной.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей заявителя и заинтересованного лица, соответственно поддержавших ранее указанные доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусмотрено, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Для этого Правительство РФ по согласованию с Фондом социального страхования РФ на каждый календарный год устанавливает правила финансового обеспечения таких мер.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1232 "О порядке финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.02.2011 N 101н были утверждены правила финансового обеспечения в 2011 году.
На основании пункта 1 названных Правил данные Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры).
Пунктом 2 этого нормативного правового акта закреплено, что финансовому обеспечению в 2011 году за счёт сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя.
Пункт 3 Правил финансового обеспечения предписывает, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счёт сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС РФ в текущем календарном году. Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, доведенных на эти цели Фондом до территориальных органов ФСС РФ.
Для получения финансового обеспечения, как определено пунктом 4 Правил финансового обеспечения, страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2011 года с приложением перечисленных в нём документов.
Согласно пункту 6 Правил финансового обеспечения решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении принимается: а) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 6 000,0 тыс. рублей включительно - территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил; б) в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000,0 тыс. рублей - территориальным органом ФСС РФ после согласования с ФСС РФ.
В этом случае территориальный орган ФСС РФ в течение 3 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в ФСС РФ, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В соответствии с пунктом 7 Правил финансового обеспечения решение территориального органа ФСС РФ оформляется приказом и в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из ФСС РФ направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе ФСС РФ в согласовании - с обоснованием их причин).
Пунктом 8 Правил финансового обеспечения предусмотрено, что территориальный орган ФСС РФ принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях: а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации; б) представленные документы содержат недостоверную информацию. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается
На основании анализа приведённых положений названного подзаконного нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер может обратиться только страхователь.
Данное утверждение соответствует терминологическому определению "страхователь", данному в статье 3 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". А именно, страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Часть 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", также устанавливает, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
Таким образом, в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер на 2011 год, а также в соответствии с терминологией Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" правом на обращение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер обладает только юридическое лицо. При этом, такой возможности не предоставлено филиалу юридического лица.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ГУ - ОРО ФСС РФ с заявлением N 19-36/3006 от 27.06.2011 обратилось не юридическое лицо ОАО "Ростелеком", а его филиал, расположенный в г. Омске (Омский филиал ОАО "Ростелеком")
Кроме того, исходя из Правил финансового обеспечения, заявление подаётся страхователем по месту его регистрации.
В данном случае местом регистрации ОАО "Ростелеком", как страхователя, является - г. Санкт-Петербург, что обуславливает право на подачу рассматриваемого заявления обществом в такой территориальный орган ФСС РФ, как ГУ - Санкт-Петербургское ОРО ФСС РФ. Следовательно, действующими нормами не предусмотрено возможности подачи соответствующего заявления в иной территориальный орган ФСС РФ, в том числе ГУ - ОРО ФСС РФ, где ОАО "Ростелеком" состоит на учёте по месту нахождения его структурного подразделения.
Кроме того, изложенная выше позиция подтверждается также толкованием пункта 6 Правил финансового обеспечения, которым предусмотрен различный порядок принятия решения о финансовом обеспечении либо отказе в финансовом обеспечении, в зависимости от суммы страховых взносов, начисленных за предшествующий финансовый год. А именно, если эта сумма превышает 6 млн. руб., то принятие решения о финансировании либо об отказе требует согласования с Фондом социального страхования.
Иначе, если придерживаться позиции общества относительно возможности подачи рассматриваемого заявления филиалом (обособленным подразделением) юридического лица, пункт 6 Правил финансового обеспечения, может быть нарушен.
Поскольку заявителем не был соблюдён порядок направления заявления о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер, суд апелляционной инстанции полагает, что права общества не являются нарушенными, в связи с чем в удовлетворении заявленных им требований по существу было правомерно отказано судом первой инстанции.
В апелляционной жалобе общество указало, что заинтересованным лицом не была соблюдена процедура принятия решения об отказе в предоставлении финансового обеспечения.
Между тем, судом первой инстанции в этой части мотивированно указано, что ГУ - ОРО ФСС РФ правомерно воздержалось от принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, предусмотренного пунктом 6 Правил финансового обеспечения.
В данном случае ГУ - Санкт-Петербургское ОРО ФСС РФ заблаговременно довело до сведения страхователя - ОАО "Ростелеком" (письмо N 01-23/04-6163 от 07.06.2011 (л. 78-79 т.2)) информацию о том, что финансовое обеспечение предупредительных мер может получить только общество. При этом, вопрос о финансировании обеспечения предупредительных мер был согласован с центральным аппаратом Фонда социального страхования, о чем также указано в поименованном письме.
Вследствие этого, письмо ГУ - ОРО ФСС РФ N 22-01-28/01/13509 от 03.08.2011 не может быть оценено как отказ в принятии решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, а действия, оспоренные обществом, не могут быть признаны нарушающими нормы пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктов 4, 7, 8 Правил финансового обеспечения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей.
Согласно платежному поручению N 74767 от 17.11.2011 при обращении с апелляционной жалобой общество уплатило государственную пошлину в сумме 2000 рублей. Следовательно, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей должна быть возвращена ОАО "Ростелеком" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.11.2011 по делу N А46-11267/2011 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) из федерального бюджета 1 000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N 74767 от 17.11.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", также устанавливает, что страхователями являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.
Таким образом, в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер на 2011 год, а также в соответствии с терминологией Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" правом на обращение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер обладает только юридическое лицо. При этом, такой возможности не предоставлено филиалу юридического лица.
...
Вследствие этого, письмо ГУ - ОРО ФСС РФ N 22-01-28/01/13509 от 03.08.2011 не может быть оценено как отказ в принятии решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, а действия, оспоренные обществом, не могут быть признаны нарушающими нормы пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктов 4, 7, 8 Правил финансового обеспечения.
...
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма от 11.05.2010 N 139) государственная пошлина по апелляционным жалобам, поданным юридическими лицами по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается в сумме 1000 рублей."
Номер дела в первой инстанции: А46-11267/2011
Истец: ОАО "Ростелеком"
Ответчик: Государственное учреждение-Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ