г. Тюмень |
|
16 апреля 2012 г. |
Дело N А75-5615/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Мартыновой С.А.
Роженас О.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.09.2011 (судья Истомина Л.С.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-5615/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАТОБЬНЕФТЬ" (628600 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, Промзона, ИНН 8603023073, ОГРН 1028600962851) к государственному учреждению Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, 31, ИНН 8601004332, ОГРН 1028600508188) об оспаривании ненормативного правового акта.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "КАТОБЬНЕФТЬ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Учреждение) о признании недействительным решения от 12.05.2011 N 19с/с в части непринятия к зачету расходов в сумме 27 724,06 руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.09.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Учреждение считает, что суды дали неправильную правовую оценку применению районного коэффициента 1,7 и процентной северной надбавки 1,5 при исчислении пособия гражданам, имеющим детей.
В отзыве на кассационную жалобу Общество считает приведенные в ней доводы безосновательными, просит оставить судебные акты без изменения.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Учреждение в период с 04.04.2011 по 18.04.2011 провело документальную выездную проверку Общества по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога (далее - ЕСН) в счет начислений ЕСН, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, по результатам которой составлены акт от 18.04.2011 N 19с/с и вынесено решение от 12.05.2011 N 19с/с.
Оспариваемым решением Обществу отказано в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем в сумме 78 050,01 руб., предложено отразить суммы не принятых к зачету расходов в бухгалтерском учете и представить в территориальный орган ФНС России расчет по ЕСН и перечислить сумму 78 050,01 руб.
Учреждение отказало Обществу в принятии расходов в размере 27 724,06 руб. к зачету, поскольку Общество необоснованно выплатило Ищеряковой А.В. пособие по уходу за вторым ребенком до достижения им полутора лет с учетом районного коэффициента 1,7 и северной надбавки 50 процентов.
Общество, не согласившись с решением Учреждения от 12.05.2011 N 19с/с в части непринятия к зачету расходов в сумме 27 724,06 руб., обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив заявление Общества, пришли к выводам о правомерном применении Обществом районного коэффициента в размере 1,7 и северной надбавки при расчете размера пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" (далее - Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1) и Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области".
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
В соответствии со статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статья 237 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при определении налоговой базы по ЕСН налогоплательщик обязан учитывать любые выплаты работнику, в том числе и процентные надбавки.
В силу статей 241, 243 Налогового кодекса Российской Федерации соответствующая часть ЕСН, исчисленная с налоговой базы, уплачивается налогоплательщиком в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2007 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной" указано, что соблюдение принципов справедливости, соразмерности и гарантированности социальных прав, установленных Конституцией Российской Федерации, предполагает установление максимального размера социального пособия с учетом соотносимости величины пособия с подлежащим налогообложению совокупным заработком лица. При этом недопустима диспропорция между платежами, которые вносятся работодателями в Фонд социального страхования и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением, в том числе при установлении максимального размера социального пособия.
Поскольку исчисление заработной платы осуществляется с учетом как районных коэффициентов, так и процентных надбавок, налоговая база по ЕСН и суммы налога, подлежащие уплате в Фонд социального страхования, также подлежат определению с учетом процентных надбавок.
Довод кассационной жалобы Учреждения о том, что к пособиям, выплачиваемым за счет средств Фонда социального страхования, исходя из норм действующего законодательства, следует применять районный коэффициент 1,5 вместо коэффициента 1,7, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, которые обоснованно его отклонили.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Поскольку с момента введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации и указанного выше Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области, то суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о необходимости применения в данном случае в соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации норм законодательства СССР, действующих в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
В частности, постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 утвержден районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" определено, что впредь до установления размера районного коэффициента применяются коэффициенты, утвержденные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые увеличивали размеры зарплат и пенсий граждан, проживавших в северных районах, по состоянию на 31.12.2004, а также действовавший на указанную дату порядок применения этих коэффициентов.
Ссылки Учреждения на статью 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 05.12.2006), постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию", Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", пункт 55 постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" не опровергают правильность расчета Обществом пособия с учетом процентной надбавки и районного коэффициента 1,7.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.09.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2011 по делу N А75-5615/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки Учреждения на статью 5.1 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 05.12.2006), постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию", Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию", пункт 55 постановления Совмина РСФСР от 20.03.1991 N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" не опровергают правильность расчета Обществом пособия с учетом процентной надбавки и районного коэффициента 1,7.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2012 г. N Ф04-841/12 по делу N А75-5615/2011