г. Тюмень |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А70-8483/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Нефтехиммонтаж" на решение от 27.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 09.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А70-8483/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Нефтехиммонтаж" (625014, город Тюмень, улица 50 лет Октября, 200, ИНН 7203003458, ОГРН 1027200875734) к главному государственному инспектору Ленинского и Восточного административного округа г. Тюмени по пожарному надзору начальнику Отдела надзорной деятельности N 11 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области Назарову Л.В. (625048, город Тюмень, улица М. Горького, 72, 303, ИНН 7202130510, ОГРН 1047200654995) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняла участие представитель Отдела надзорной деятельности N 11 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - Рогальская Н.А. (доверенность от 12.01.2012).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Нефтехиммонтаж" (далее - ОАО "Нефтехиммонтаж") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к главному государственному инспектору Ленинского и Восточного административного округа г. Тюмени по пожарному надзору, начальнику Отдела надзорной деятельности N 11 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области Назарову Л.В (далее - Отдел надзорной деятельности N 11) о признании незаконным и отмене постановления от 19.08.2011 N 785 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 27.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных ОАО "Нефтехиммонтаж" требований отказано.
Постановлением от 09.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Нефтехиммонтаж", ссылаясь на процессуальные нарушения, допущенные Отделом надзорной деятельности N 11 при рассмотрении административного дела, отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, а также на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел надзорной деятельности N 11, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ОАО "Нефтехиммонтаж" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшая в судебном заседании представитель Отдела надзорной деятельности N 11 Рогальская Н.А. поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 03.08.2011 N 536 Отделом надзорной деятельности N 11 проведена выездная проверка, в результате которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности в используемом ОАО "Нефтехиммонтаж" административном здании, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 200, в том числе:
- на окнах административного здания допускается эксплуатация глухих металлических решеток, что в соответствии с пунктом 40 Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 и статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) является нарушением правил пожарной безопасности;
- под лестничным маршем на первом этаже допускается эксплуатация помещения, выполненного из горючих материалов, что является нарушением Закона N 123-ФЗ и пункта 40 статьи 4 Правил пожарной безопасности 01-03;
- ограждения на крыше административного здания не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, что является нарушением Закона N 123-ФЗ и статьи 4 Правил пожарной безопасности 01-03 (пункт 41);
- не проведена обработка огнезащитным составом (пропитка) деревянных конструкций чердачных помещений административного здания, что является нарушением Закона N 123-ФЗ и статьи 4 Правил пожарной безопасности 01-03 (пункт 3), МДС 21-1.98 раздел 2 пункт 10.1.
По результатам проверки составлен акт от 15.08.2011 N 536 и протокол об административном правонарушении от 15.08.2011, на основании которых уполномоченным должностным лицом Отдела надзорной деятельности N 11 вынесено постановление от 19.08.2011 N 785 о привлечении ОАО "Нефтехиммонтаж" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с выводами надзорного органа, ОАО "Нефтехиммонтаж" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3-8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из содержания статьи 37 и части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что факты нарушения ОАО "Нефтехиммонтаж" выявленных проверкой правил пожарной безопасности подтверждаются доказательствами, представленными Отделом надзорной деятельности N 11.
Доводы заявителя о рассмотрении дела без участия законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, и об отсутствии в действиях ОАО "Нефтехиммонтаж" состава вменяемого административного правонарушения получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых ОАО "Нефтехиммонтаж" судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8483/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3-8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из содержания статьи 37 и части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следует, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в Правилах ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф04-1475/12 по делу N А70-8483/2011