г. Тюмень |
|
19 апреля 2012 г. |
Дело N А75-6112/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" на постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-6112/2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению открытого акционерного общества "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" (628001, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, г. Ханты-Мансийск, ул. Конева, 7, ИНН 8601034129, ОГРН 1078601004679) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 72, ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители сторон:
от открытого акционерного общества "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" - Сачко С.Ю. по доверенности от 01.12.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Западно-Сибирская транспортно- промышленная компания" (далее - ОАО "Западно-Сибирская транспортно- промышленная компания", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР в УрФо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 07.07.2011 N 62-11-304/ПН за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.08.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-6112/2011 в удовлетворении требований, заявленных Обществом, отказано.
Постановлением от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено в связи с рассмотрением дела в отсутствии заявителя без надлежащего его уведомления о дате, времени и месте судебного заседания (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел данное дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права; несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт, которым отменить постановление о привлечении к административной ответственности.
По мнению заявителя жалобы, предписание административного органа не было выполнено в полном объеме в результате технического сбоя в сети Интернет и часть информации разместилась на другом разделе сайта (в разделе "Карточка предприятия").
Вместе с тем, заявитель жалобы указывает на право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу РО ФСФР в УрФо указывает на то, что хотя Общество и представило отчет об исполнении предписания - 09.06.2011, однако доступ к спискам аффилированных лиц не был обеспечен и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении.
При этом РО ФСФР в УрФо указывает о том, что Общество не публиковало списки аффилированных лиц за значительный промежуток времени, что свидетельствует о пренебрежительном отношении участника к исполнению своих обязанностей, ссылаясь при этом на определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.11.2009 N ВАС-15176/09, в котором указано о квалификации правонарушения как малозначительного, имеющего место в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В судебном заседании представитель ОАО "Западно-Сибирская транспортно- промышленная компания" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя Общества, поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании поручения руководителя РО ФСФР в УрФо от 09.11.2010 N 62-11-772-03/пч административным органом проведена камеральная проверка деятельности Общества на соблюдение требований законодательства, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации к раскрытию информации.
В ходе проверки был установлено следующее:
- по состоянию на 24.03.2011 на странице http//www.zstpk2.narod.ru в сети Интернет не обеспечен доступ к тексту списка аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3, 4 квартал 2009 года и 1, 2, 3, 4 квартал 2010 года;
- по состоянию на 24.03.2011 на странице http//www.zstpk2.narod.ru в сети Интернет не обеспечен доступ к правилам ведения реестра владельцев именных ценных бумаг общества.
По итогам проверки был составлен акт от 24.03.2010 и вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 28.03.2011 N 62-11-СФ-03/3081 в течение 30 календарных дней с даты получения предписания, которое получено Обществом - 07.04.2011.
В установленный срок Общество не обеспечило доступ к текстам списков аффилированных лиц на дату окончания 2, 3 квартал 2009 года, 1, 2, 3 квартал 2010 года и не представило в РО ФСФР в УрФо документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания, о чем свидетельствует акт от 20.06.2011.
По факту выявленных нарушений в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 20.06.2011, по результатам рассмотрения которого руководителем административного органа вынесено постановление от 07.07.2011 о назначении Обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Общество оспорило принятое административным органом постановление, обратившись в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции, исходил из наличия в действиях ОАО "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не установил обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом правонарушения.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции по делу обоснованными, соответствующими материалам дела и нормам права, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
В силу пункта 7 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательные для исполнения.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, которой предусмотрено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (пункт 1)
ОАО "Западно-Сибирская транспортно-промышленная компания" обязано в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-0117/пз-н (далее - Положение), действующим на момент привлечения Общества к административной ответственности, раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц (пункт 8.5.1)
Акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с окончания отчетного квартала, а текст изменений, происшедших в списке аффилированных лиц,- не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Из материалов дела следует, что у Общества было достаточно времени, чтобы устранить нарушения федерального законодательства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Общество в установленный административным органом срок не обеспечило доступ к текстам спискам аффилированных лиц на дату окончания исполнения предписания за 2, 3 кварталы 2009 года, 1, 2, 3 кварталы 2010 года, тем самым проявило пренебрежительное отношение к исполнению своих обязанностей, что требовалась от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством, и свидетельствует о виновности Общества в совершении указанного правонарушения.
При таких обстоятельствах, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях ОАО "Западно-Сибирская транспортно- промышленная компания" состава вменяемого ему административного правонарушения является правильным и соответствует обстоятельствам дела.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для признания данного правонарушения малозначительным.
Выводы суда апелляционной инстанции в указанной части мотивированы ссылками на положения статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом пунктов 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указывающих на то, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено, в связи с чем принятый по делу судебный акт подлежит оставлению без изменения, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В целом доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-6112/2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (пункт 1)
...
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Выводы суда апелляционной инстанции в указанной части мотивированы ссылками на положения статьи 2.9 КоАП РФ, с учетом пунктов 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пункта 21 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указывающих на то, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2012 г. N Ф04-1458/12 по делу N А75-6112/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1458/12
28.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7906/11
01.12.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7906/11
07.10.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7906/11
27.09.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7906/11