г. Тюмень |
|
23 апреля 2012 г. |
Дело N А46-7744/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Комковой Н.М.
судей Гудыма В.Н.
Клиновой Г.Н.
При ведении протокола помощником судьи Морозовой О.В. рассмотрел в судебном заседании с применением системы видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старт" на решение от 12.09.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Храмцова К.В.) и постановление от 15.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричек Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-7744/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт" (ИНН 5506051390, ОГРН 1035511005617, Омская область, г. Омск, пгт. Крутая Горка, ул. Промплощадка, 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ИНН 5504124780, ОГРН 1075504003013, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 72, 1) о признании недействительным решения от 05.04.2011. об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании произвести государственную регистрацию.
Другие лица, участвующие в деле: Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Согласно протоколу арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, в заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Старт", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ООО "Старт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Старт" от 05.04.2011 и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации ООО "Старт".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска).
Решением от 12.09.2011 Арбитражный суд Омской области, оставленным без изменения постановлением от 15.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, признано недействительным решение Инспекции от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя арбитражный суд возложил на Инспекцию обязанность рассмотреть в соответствии с действующим законодательством представленные Обществом документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
Не согласившись с судебными актами, ООО "Старт" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части определения способа восстановления нарушенного права.
В кассационной жалобе заявитель указал на нарушение судами положений пункта 4 части 2 статьи 125, статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и отсутствие права у суда изменять предмет и основание иска, поскольку данное право принадлежит истцу.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, исходя из доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Решением от 05.04.2011 Инспекция отказала в государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Старт" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) по причине предоставления на государственную регистрацию промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, содержащих недостоверные сведения в части задолженности по налогам и сборам на начало отчетного 2011 года, а также в связи с тем, что по состоянию на 31.03.2011 налоговая отчетность представлена Обществом не в полном объеме.
Считая, что указанное решение Инспекции от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации не соответствует закону, ООО "Старт" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций, пришли к выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации.
В кассационной жалобе ООО "Старт" оспаривает выводы судов в части способа восстановления нарушенного права заявителя и считает, что суды, обязав Инспекцию рассмотреть в соответствии с действующим законодательством представленные Обществом документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение, безосновательно изменили избранный Обществом способ защиты нарушенного права.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание недействительными ненормативного правового акта или решения и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из смысла указанной нормы, возложение обязанности на регистрирующий орган по восстановлению нарушенных прав не означает изменения судами избранного заявителем способа защиты.
Суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя кассационной жалобы об изменении судом по данному спору способа защиты нарушенного права.
Вместе с тем считает подлежащими изменению судебные акты в оспариваемой Обществом части по следующим основаниям.
Арбитражными судами оспариваемое решение Инспекции признано несоответствующим статье 23 Закона о регистрации.
Положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделяют суд полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права заявителя, суд кассационной инстанции считает возможным изменить судебные акты в этой части в соответствие с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.09.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 15.12.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7744/2011 изменить в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области рассмотреть в соответствии с действующим законодательством представленные обществом с ограниченной ответственностью "Старт" документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
Изложить в следующей редакции:
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Комкова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должны содержаться указания на признание недействительными ненормативного правового акта или решения и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из смысла указанной нормы, возложение обязанности на регистрирующий орган по восстановлению нарушенных прав не означает изменения судами избранного заявителем способа защиты.
...
Арбитражными судами оспариваемое решение Инспекции признано несоответствующим статье 23 Закона о регистрации.
Положения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделяют суд полномочиями по определению порядка восстановления нарушенного права заявителя, суд кассационной инстанции считает возможным изменить судебные акты в этой части в соответствие с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2012 г. N Ф04-990/12 по делу N А46-7744/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-990/12
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8515/11
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8516/11
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8517/11
12.09.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7744/11