город Омск |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А46-7744/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера08АП-8515/2011, 08АП-8516/2011, 08АП-8517/2011) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска, общества с ограниченной ответственностью "Старт" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.09.2011 по делу N А46-7744/2011 (судья Храмцов К.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Старт" (ИНН 5506051390, ОГРН 1035511005617) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области,
при участии третьего лица: Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска,
о признании недействительным решения от 05.04.2011. об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица и обязании произвести государственную регистрацию,
при участии в судебном заседании представителей:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Лапшова Е.В. по доверенности N 03-30/2 от 11.01.2011 сроком действия по 31.12.2011, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска - Кулишова Л.Т. по доверенности N 03-19/009097 от 07.09.2011, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от общества с ограниченной ответственностью "Старт" - Сизых О.М. по доверенности от 19.04.2011 сроком действия 1 год, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - заявитель, ООО "Старт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 12 по Омской области) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Старт" от 05.04.2011 и обязании произвести государственную регистрацию ликвидации ООО "Старт".
Определением суда от 18.07.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска).
Решением от 12.09.2011 по делу N А46-7744/2011 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Общества, признал недействительным решение МИФНС России N 12 по Омской области от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя арбитражный суд возложил на МИФНС России N 12 по Омской области обязанность рассмотреть в соответствии с действующим законодательством представленные обществом документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на то, что заявителем был представлен в регистрирующий орган весь пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Старт", в связи с чем предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации у МИФНС России N 12 по Омской области не имелось, а недостоверность сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе Общества влечет иные последствия.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, МИФНС России N 12 по Омской области, ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска, ООО "Старт", обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просят решение суда первой инстанции отменить.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 12 по Омской области указывает на то, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица не возможна. Так, представленный Обществом ликвидационный баланс по состоянию на 29.03.2011 содержал сведения об отсутствии задолженности перед кредиторами, в том числе перед бюджетом и внебюджетными фондами, однако отсутствие у Общества кредиторской задолженности по уплате налогов в бюджет на момент подачи им заявления опровергается актом от 15.09.2011 N 14/45, составленным ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой была выявлена задолженность по налогам. Кроме того, в ликвидационном балансе не отражены результаты деятельности за 2011 год.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска указало на то, что ООО "Старт" процедуру ликвидации выполнило формально, поскольку с начала процедуры ликвидации Общество осуществляло финансово-хозяйственную деятельность, которая не нашла своего отражения в сведениях промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса Общества. Кроме того, выездной налоговой проверкой установлены фактические дополнительные налоговые обязательства за 2010 год, что свидетельствует о недостоверности документов, представленных Обществом в регистрирующий орган.
В апелляционной жалобе ООО "Старт" выразило свое несогласие в части определения судом первой инстанции способа восстановления нарушенного права заявителя. По мнению Общества, суд первой инстанции, возложив на МИФНС России N 12 по Омской области обязанность рассмотреть в соответствии с действующим законодательством представленные Обществом документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение, безосновательно изменил избранный Обществом способ защиты нарушенного права.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу лицами, участвующими в деле были заявлены следующие ходатайства:
- представителями МИФНС России N 12 по Омской области и ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии акта выездной налоговой проверки ООО "Старт" N 14/45 от 15.09.2011;
- представителем ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии извещения N 14-09/009405 от 15.09.2011, приложенного к апелляционной жалобе; документов, приложенных к дополнениям к своей апелляционной жалобе, поступившим в суд апелляционной инстанции 28.11.2011, а именно: решения N 14-09/011159 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ООО "Старт" от 07.11.2011, список почтовых отправлений от 07.11.2011; документов, приложенных к дополнениям к своей апелляционной жалобе, поступившим в суд апелляционной инстанции 29.11.2011, а именно: списка почтовых отправлений от 07.11.2011, копий почтовых уведомлений, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки N 14-09/010615 от 19.10.2011, списка внутренних почтовых отправлений N 37 от 15.09.2011, копии почтовой квитанции от 15.09.2011, копии сопроводительного письма N 14-09/009424 от 15.09.2011, копии сопроводительного письма N 14-09/009424/1 от 15.09.2011, копии почтового уведомления, копии письма N 14-09/008451 от 19.08.2011, требования N 14-09/002423 от 17.03.2011, требования N 14-09/002423/1 от 17.03.2011, требования N 14-09/003881 от 15.04.2011, требования N 14-09/006373 от 27.06.2011, приложения к требованию N 14-09/006373 от 27.06.2011; а также письма ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска N 14-09/007663 от 02.11.2011 Управлению Федеральной Постовой Связи Омской области, копии ответа N 56.35-10-03/1286 от 02.11.2011 на указанное письмо, копии доверенности ООО "Старт".
- представителем ООО "Старт" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела документов приложенных к отзыву: решения об отказе в регистрации юридического лица от 22.03.2011, письма об оставлении документов без рассмотрения N 05-11/15497 от 18.04.2011, решения N341 от 27.12.2009 о проведении выездной налоговой проверки, справки от 25.03.2011 25.03.2011 о проведении выездной налоговой проверки, решения N 13-15/9311 от 06.07.2010 о привлечении к налоговой ответственности; решения N 16-17/14069 от 30.09.2010 по апелляционной жалобе ООО "Старт", требования N 7542 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.10.2010, платежного поручения NN 772-779 от 29.10.2010, решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4187/2011 от 14.07.2011, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011 по делу N А46-4187/2011; документов, приложенных к возражениям Общества на дополнения к апелляционной жалобе Инспекции, а именно: копии письма ликвидатора ООО "Старт" от 15.03.2011 Петровой Е.Ю., копии письма ликвидатора ООО "Старт" от 15.03.2011 Чемоченко Н.Г., копия заявления Начальнику почтамта от Петровой Е.Ю.
Суд апелляционной инстанции рассмотрев заявленные ходатайства не нашел оснований для из удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
В связи с тем, что представители налоговых органов и Общества в нарушение требований пункта 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не обосновали невозможность представления соответствующих вышеперечисленных документов, которые фактически существовали на дату рассмотрения настоящего дела по существу, в суд первой инстанции, эти документы судом апелляционной инстанции в качестве доказательств не принимаются, равно как и те документы, которые были получены уже после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, поскольку такие документы не могут влиять на законность обжалуемого судебного акта. В этой связи вышеупомянутые документы возвращены соответствующим представителям налоговых органов и Общества, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представители МИФНС России N 12 по Омской области и ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска поддержали доводы друг друга и своих апелляционных жалоб с учетом дополнений к ним.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционных жалоб налоговых органов по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить их без удовлетворения. Пояснил, что обжалует решение суда первой инстанции только в части избранного судом способа восстановления нарушенного права заявителя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, дополнения к жалобам, отзывы, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Старт" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому административному округу г. Омска.
24.02.2010 единственным участником ООО "Старт" принято решение о ликвидации Общества и назначении ликвидатора.
Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Старт" опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9(265) от 10.03.2010.
03.03.2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица.
Решением единственного участника ООО "Старт" от 10.08.2010 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества.
В соответствии с бухгалтерским балансом на 31.12.2010 задолженность по налогам и сборам на конец отчетного периода составляет 118 161 тыс. руб. (строка 624).
Решением единственного участника ООО "Старт" от 29.03.2011 утвержден ликвидационный баланс Общества.
Как следует из ликвидационного баланса ООО "Старт" на 29.03.2011 на начало отчетного года задолженность по налогам и сборам составляла 118 161 тыс. руб., на конец отчетного периода - отсутствует (строка 624).
29.03.2011 в ИИФНС России N 12 по Омской области ООО "Старт" подано заявление формы N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением б/н от 05.04.2011 МИФНС России N 12 по Омской области отказала в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Старт" в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по причине того, что на государственную регистрацию представлены промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, в которых содержатся недостоверные сведения в части задолженности по налогам и сборам на начало отчетного 2011 года, а также в связи с тем, что по состоянию на 31.03.2011 налоговая отчетность представлена Обществом не в полном объеме.
Считая, что указанное решение Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации не соответствует закону, ООО "Старт" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
12.09.2011 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционных жалоб не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, предметом рассматриваемого спора является законность и обоснованность решения МИФНС России N 12 по Омской области от 05.04.2011, которым ООО "Старт" было отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
В силу пункта 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Приведенные нормы гражданского законодательства свидетельствуют о том, что порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 -8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Старт" в лице ликвидатора Шинкоренко В.Н. 29.03.2011 для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган были представлены следующие документы: решение единственного участника ООО "Старт" от 29.03.2011, заявление о государственной регистрации формы N Р16001; ликвидационный баланс на 29.03.2011; документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, ликвидатором ООО "Старт" был представлен в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности Общества в связи с его ликвидацией, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, предусмотренные статьей 23 Федерального закона пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, у МИФНС России N 12 по Омской области отсутствовали.
Доводы МИФНС России N 12 по Омской области, приведенные в обоснование правомерности вынесенного 05.04.2011 решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, о том, что промежуточный и ликвидационный балансы ООО "Старт" содержат недостоверные сведения в связи с чем считаются не представленными в регистрирующий орган, подлежат отклонению как документально не подтвержденные, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По смыслу статей 197, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность оспариваемых действий (бездействия) ненормативных правовых актов и решений и нарушение им (ими) прав и интересов заявителя проверяется арбитражным судом не на момент обращения последнего в суд и принятия по результатам рассмотрения спора судебного акта, а на момент принятия оспариваемого акта либо совершения оспариваемых действий (бездействия) независимо от дальнейших действий государственного органа и заявителя либо возникновения каких - либо иных обстоятельств.
Следовательно, проверка законности вынесенного МИФНС России N 12 по Омской области решения от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица осуществляется арбитражным судом применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его вынесения.
Как следует из содержания оспариваемого решения от 05.04.2011 основаниями для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужили полученные регистрирующим органом от ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска письма от 05.04.2011 N 11-14/002307 ДСП@ и от 22.03.2011 N 09-34/002607@ (т.1 л.д. 55,56), на основании которых МИФНС России N 12 по Омской области пришла к выводу о том, что Обществом ведется деятельность в период с 01.01.2011 по 29.03.2011, налоговая отчетность представлена по состоянию на 31.03.2011 не в полном объеме, у Общества имеется задолженность по налогам и сборам в большей сумме, чем указано в ликвидационном балансе, расчеты с кредиторами и дебиторами не завершены, что, по мнению регистрирующего органа, свидетельствует о недостоверности сведений, указанных в промежуточном и ликвидационном балансах ООО "Старт".
Изложенная позиция не может быть признана обоснованной, поскольку выводы МИФНС России N 12 по Омской области о недостоверности представленных на государственную регистрацию документов в отсутствие их документального подтверждения не свидетельствуют о законности вынесенного решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.
При этом, как обоснованно отметил суд первой инстанции сам по себе факт непредставления налоговой отчетности не влияет на достоверность сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе и ликвидационном балансе ООО "Старт". Более того, достоверность сведений, указанных в промежуточном ликвидационном балансе, была предметом рассмотрения в рамках дела N А46-4187/2011, при этом решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2011, в удовлетворении требований ИФНС России по Октябрьском АО г. Омска о признании незаконными действий МИФНС России N 12 по Омской области по внесению в ЕГРЮЛ сведений о промежуточном ликвидационном балансе ОО"Старт" было отказано.
Доводы ИФНС России по Октябрьском АО г. Омска о наличии у Общества непогашенной, задолженности по налогам, не включенных в ликвидационный баланс, не опровергают выводов о соблюдении Обществом процедуры ликвидации.
Принимая во внимание положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрен специальный порядок и особая очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации-налогоплательщика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ИФНС России по Октябрьском АО г. Омска не представлены доказательства предъявления требований к должнику в двух месячный срок с момента опубликования сообщения о решении о ликвидации.
Помимо этого, суд апелляционной инстанции отмечает, что процедура ликвидации, порядок удовлетворения требований кредиторов четко определен действующим законодательством Российской Федерации. Налоговый орган как кредитор по платежам в бюджет также обязан соблюдать установленный порядок предъявления требований ликвидационной комиссии (ликвидатору) при ликвидации юридического лица. Несоблюдение Инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет установленные законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора в установленном пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядке.
В связи с недоказанностью наличия своевременно заявленных или непогашенных требований, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований считать ликвидационный баланс ООО "Старт" недостоверным не имеется.
Вопреки доводу МИФНС России N 12 по Омской области, указание судом первой инстанции на то, что государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, и обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации, не является основанием полагать, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ обязывает производить государственную регистрацию независимо от наличия у него сведений о недостоверности данных в представленных заявителем документах, поскольку в обжалуемом решении речь идет о недоказанности наличия недостоверных сведений в документах, представленных Обществом на государственную регистрацию, на момент отказа в таковой.
Ссылки налоговых органов на акт от 15.09.2011 N 14/45, составленный ИФНС России по Октябрьскому АО г. Омска по результатам выездной налоговой проверки, в ходе которой была выявлена задолженность Общества по налогам, в силу вышеизложенного не влияют на законность оспариваемого решения от 05.04.2011, поскольку результаты выездной налоговой проверки были получены после принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Что касается довода Общества о неправомерном определении судом первой инстанции способа восстановления нарушенного права заявителя, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
Заявление о признании незаконным решения (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается к производству и рассматривается судом в соответствии с главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 N 65, при принятии к производству заявления о признании незаконным решения (бездействия) государственного органа судам необходимо иметь в виду, что содержание такого заявления определено положениями части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу пунктов 2 и 5 которой формулировка предмета предъявляемого в суд требования ограничивается обозначением оспариваемого решения (бездействия).
При этом согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из правового анализа вышеуказанных положений следует, что вопрос об устранении допущенных нарушений путем возложения на соответствующие органы обязанности совершения определенных действий должен быть разрешен судом в случае удовлетворения требования заявителя о признании оспариваемых действий (бездействия) решений этих органов незаконными.
Как усматривается из материалов дела, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения МИФНС России N 12 по Омской области об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Старт" от 05.04.2011, а также просило суд на основании части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возложения обязанности произвести государственную регистрацию ликвидации ООО "Старт".
Вместе с тем, испрашиваемый Обществом способ устранения нарушенных прав и законных интересов, не может быть применен судом в силу выявленных налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки обстоятельств, а также того, что избранная заявителем мера не направлена на восстановление положения заявителя, существовавшего до нарушения его права.
Поскольку в части способов восстановлении нарушенных прав и законных интересов заявителя суд апелляционной инстанции не связан доводами заявителя, в качестве способа такого восстановления суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать МИФНС России N 12 по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем рассмотрения рассмотреть в соответствии с действующим законодательством представленные ООО "Старт" документы для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица и принять по результатам рассмотрения соответствующее решение.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив требования Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционным жалобам МИФНС России N 12 по Омской области и ИФНС по Октябрьскому АО г. Омска не распределяется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы ООО "Старт" в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы, то есть на ООО "Старт".
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, в данной ситуации на ООО "Старт" при подаче апелляционной жалобы надлежало уплатить государственную пошлину в сумме 1000 руб., а фактически Обществом было уплачено 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату на ООО "Старт" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 12.09.2011 по делу N А46-7744/2011 без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Старт" из федерального бюджета 1 000 рублей излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 78 от 06.10.2011 на сумму 2 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7744/2011
Истец: ООО "Старт"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-990/12
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8515/11
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8516/11
15.12.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8517/11
12.09.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7744/11