г. Тюмень |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А45-12320/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Беловой Л.В.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Васютина О.М.) и постановление от 16.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-12320/2011 по заявлению открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии" (620025, Свердловская область, город Екатеринбург, пер. Утренний, 1-г, ОРГН 1026605388490, ИНН 6608003013) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании недействительными решения и предписания.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уральские авиалинии" - Гринемаер Е.А. по доверенности от 24.02.2012 N 59.
Суд установил:
открытое акционерное общество Авиакомпания "Уральские авиалинии" (далее - общество, ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения от 11.05.2011 N 02-01-06-10-11 и предписания от 11.05.2011 N 02-01-06-10-11 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, антимонопольный орган).
Решением от 20.10.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные обществом требования удовлетворены, решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, просит принятые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Антимонопольный орган указывает на нарушение обществом в спорный период ограничений по уровню рентабельности при формировании свободных тарифов, связанных с перевозкой пассажиров воздушным транспортом, предусмотренных Временным порядком установления и регулирования тарифов на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях, утвержденного 19.02.1993 Роскомцен N 01-55/306-15, Минтрансом РФ N 1-ц 19.02.1993 (далее - Временный порядок).
Подробно доводы управления изложены в кассационной жалобе.
Общество возражает против доводов кассационной жалобы согласно отзыву.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам дела N 02-01-06-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании обращения Дучкова О.А., управлением принято решение от 11.05.2011, согласно которому ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" признано занимающим доминирующее положение с долей более 50% на рынке регулярных перевозок пассажиров воздушным транспортом по маршруту "Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск" в географических границах территории Новосибирской и Свердловской областей в период январь - ноябрь 2010 года и нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения управление выдало предписание, которым обязало общество в срок до 01.06.2011 прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: совершить действия по приведению тарифов экономического класса на перевозки пассажиров регулярные воздушным транспортом по маршруту "Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск" в части их формирования в соответствие с пунктом 1 Временного порядка, пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.1992 N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" (далее - Постановление N 724).
Общество, не согласившись с решением и предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что действующее законодательство не содержит требования о предельном уровне рентабельности, который может быть заложен авиаперевозчиком при формировании тарифов на перевозку пассажиров воздушным транспортом, в связи с чем пришли к выводу о недоказанности антимонопольным органом факта нарушения обществом установленного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрета.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Пунктом 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в соответствии со своими полномочиями возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и выдает хозяйствующим субъектам предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод управления об установлении обществом тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных рейсов по маршруту "Новосибирск - Екатеринбург - Новосибирск" с нарушением пункта 1 Временного порядка, пункта 7 Постановления N 724, которым был установлен с 01.01.1993 предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ним работы и услуги в размере 20% к себестоимости.
07.03.1995 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Российской Федерации принято постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного урегулирования цен "тарифов) (далее - Постановление N 239), пунктом 1 которого утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.
Пунктом 7 Постановления N 239 установлено, что не применяется государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменениы цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции, товаров и услуг, кроме продукции, твоаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.
Перечень видов продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 Постановления N 239, на которые осуществляется государственное регулирование, был дополнены такими видами авиационной деятельности, как аэронавигационное облуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов аэропортах; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера.
Таким образом, с 07.03.1995 к иным видам авиационной деятельности, в том числе, и к воздушным перевозкам по внутрироссийским и международным авиалиниям, которые осуществляет общество, государственное регулирование цен (тарифов) отменено.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (часть 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 30 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Общие правила воздушных перевозок) провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажиров и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинации тарифов от аэропорта, из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155.
Судами обеих инстанций правомерно отмечено, что в Общих правилах воздушных перевозок (действующих с 13.02.2009) отсутствуют требования о предельном уровне рентабельности, который может быть заложен авиаперевозчиком при формировании тарифа на авиаперевозку пассажиров. Следовательно, выводы антимонопольного органа об установлении обществом тарифов экономического класса на перевозку пассажиров воздушным транспортом регулярных рейсов по маршруту "Новосибирск-Екатеринбург-Новосибирск" без учета предельного уровня рентабельности, ошибочны.
При указанных обстоятельствах, управление в нарушение статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представило доказательств нарушения обществом порядка ценообразования при формировании тарифов на пассажирские перевозки, установленного действующими нормативными правовыми актами.
Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию управления по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.10.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12320/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (часть 3 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 30 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Общие правила воздушных перевозок) провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажиров и (или) багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки или комбинации тарифов от аэропорта, из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза до аэропорта назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2008 N 155."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 мая 2012 г. N Ф04-1509/12 по делу N А45-12320/2011