г. Тюмень |
|
28 мая 2012 г. |
Дело N А27-5766/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2011 (судья Драпезо В.Я.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А27-5766/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (652486, Кемеровская область, город Анжеро-Судженск, улица Лазо, дом 8, ИНН 4246005870, ОГРН 1054246024612) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) (652475, Кемеровская область, город Анжеро-Судженск, улица Войкова, дом 6А) о признании недействительным решения в части.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) (далее - Фонд социального страхования) от 06.12.2010 N 3186 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 89 640,77 руб.; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, выделить средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 89 105,07 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Обратившись с кассационной жалобой, Общество, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, судебными инстанциями не учтены все доводы и обстоятельства дела, в связи с чем сделаны неправильные выводы.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд социального страхования просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласен в полном объеме.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Грибанова Н.И. была принята на работу в Общество на должность продавца 01.01.2006.
30 декабря 2005 года с ней был заключен трудовой договор и договор о полной материальной ответственности, утверждена должностная инструкция.
31 марта 2008 года Грибанова Н.И. переведена на должность коммерческого директора Общества.
28 сентября 2009 года директором Общества изданы: приказ N 7 о поэтапном увеличении заработной платы работников Общества и приказ N 8 об увеличении должностного оклада коммерческого директора до 20 000 руб. (прописью указана цифра: "десять тысяч руб.") и должностного оклада менеджера торгового зала до 15 000 руб.
30 сентября 2009 года на основании личного заявления Удот Т.М. была принята на работу в Общество на должность менеджера торгового зала с должностным окладом 15 000 руб. с 01.10.2009, с ней также был заключен трудовой договор и договор о полной материальной ответственности, утверждена должностная инструкция. До момента перехода на работу в Общество Удот Т.М., как следует из записей в ее трудовой книжке, работала парикмахером у другого работодателя.
13 февраля 2010 года Удот Т.М. выдан листок нетрудоспособности серии ВХ N 9116274 на период отпуска по беременности и родам с 13.02.2010 по 02.07.2010.
26 мая 2010 года Грибановой Н.И. также был выдан листок нетрудоспособности серии ВШ N 5244959 на период отпуска по беременности и родам с 26.05.2010 по 12.10.2010.
Согласно расчетно-платежным ведомостям 12.07.2010 Обществом выплачено пособие по беременности и родам Грибановой Н.И. в сумме 44 401,90 руб., а 04.01.2011 Удот Т.М. в сумме 68 828,37 руб.
В связи с чем Общество обратилось в Фонд социального страхования с заявлением о выделении денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 146 351,93 руб., которая включала в себя и расходы на финансирование пособий Грибановой Н.И. и Удот Т.М.
Фондом социального страхования на основании решения от 09.11.2010 N 80 была проведена проверка страхователя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2008 по 30.09.2010.
По результатам проверки Фондом социального страхования составлен акт от 10.11.2010 N 1000080 с/с.
6 декабря 2010 года Фондом социального страхования принято решение N 3186 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, которым Обществу отказано в выделении средств на возмещение расходов страхователя в сумме 89 640,77 руб. в связи с тем, что при наличии факта наступления страхового случая и правомерности выдачи листка нетрудоспособности, начисление и выплата страхователем пособий по беременности и родам Грибановой Н.И. в сумме 43 866,20 руб. и Удот Т.М. в сумме 68 292,67 руб. осуществлено без доказанности обоснованности установления высокой заработной платы непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам, превышающей заработную плату других работников.
Фонд социального страхования сделан вывод, что страхователем создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное возмещение расходов на выплату пособий по социальному страхованию за счет средств Фонда социального страхования.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, согласился с позицией Фонда социального страхования, что страхователем создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное возмещение расходов на выплату пособий по социальному страхованию за счет средств Фонда социального страхования.
Суд апелляционной инстанции поддержал указанные выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не соглашается с выводами судебных инстанций, считает судебные акты подлежащими отмене, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд в соответствии со статьей 11 Закона N 165-ФЗ обязан своевременно выплатить страховое возмещение. В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения. Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица. Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 3.3 постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" (далее по тексту - Инструкция N 22) установлен исчерпывающий перечень документов, которые должен быть представлен страхователем-работодателем при возмещении расходов на выплату пособий по беременности и родам.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375). Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как было указано выше, судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Грибанова Н.И. и Удот Т.М. являлись сотрудниками Общества, с ними были заключены трудовые договоры, утверждены должностные инструкции, перевод Грибановой Н.И. на другую должность, а также увеличение должностных окладов указанным работникам производилось на основании приказов Общества.
Из материалов дела следует, что Обществом в подтверждение обоснованности заявленного возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством в отношении Грибановой Н.И. и Удот Т.М. были представлены в Фонд социального страхования все необходимые документы с расчетом размера пособия, предусмотренные действующим законодательством.
Ссылка Фонда социального страхования на экономическую необоснованность установления завышенного оклада Грибановой Н.И. и Удот Т.М. в сравнении с окладом других работников, отсутствие опыта работы Удот Т.М. по занимаемой ею должности не принимается, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о направленности действий исключительно на неправомерное изъятие средств Фонда социального страхования, и не могут являться основанием для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на социальное страхование в виде пособия по беременности и родам как не предусмотренные нормами законодательства, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию, и, как правильно указали суды, проверка данных обстоятельств не отнесена к полномочиям Фонда социального страхования.
При этом действующее законодательство не содержит каких-либо особенностей и ограничений при определении работодателями размера заработной платы для своих работников.
Кроме того, судами не учтено то, что согласно оспариваемого решения, Фондом социального страхования было отказано в возмещении понесенных расходов на выплату страхового пособия по беременности и родам Удот Т.М. в полном объеме, а не в части какого-либо установленного завышения, при отсутствии спора о наличии трудовых правоотношений.
При этом нормы действующего законодательства не ставят исчисление размера пособия по беременности и родам в зависимость от объема выполненной работником работы до оформления больничного листа по беременности и родам и от размера заработной платы других работников. Факт наличия трудовых отношений между Обществом и работниками - застрахованными лицами Грибановой Н.И. и Удот Т.М. подтвержден материалами дела. В трудовых договорах установлен размер заработной платы застрахованных лиц, оплата труда производилась в соответствии с трудовыми договорами, а также в соответствии с приказами о поэтапном увеличении заработной платы работников Общества и об увеличении должностных окладов коммерческого директора менеджера торгового зала (должности замещаемые Грибановой Н.И. и Удот Т.М.). Трудовые договоры сторонами не расторгнуты, в судебном порядке не оспорены и не изменены. Факт уплаты страховых взносов с доходов, полученных Грибановой Н.И. и Удот Т.М. и факт наступления страхового случая, подтверждаются материалами дела и Фондом социального страхования не оспариваются.
Учитывая, что Фондом социального страхования в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств отсутствия реальных трудовых отношений между страхователем и застрахованными лицами (Грибановой Н.И. и Удот Т.М.) несоответствия их заработной платы выполняемой работе, неисполнение указанными лицами трудовых обязанностей, наличия искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда социального страхования в спорной сумме, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела содержат все необходимые доказательства, свидетельствующие о правомерности обращения Обществом в Фонд социального страхования за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 146 351,93 руб., которая включала в себя и расходы на финансирование пособий Грибановой Н.И. и Удот Т.М.
Учитывая, что обстоятельства по делу установлены в полном объеме, на основании пункта 2 части 1 статьи 289 АПК РФ, судом кассационной инстанции принимается по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2012 по делу N А27-5766/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) от 06.12.2010 N3186 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 89 640,77 руб.
Обязать Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 1) выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных обществом с ограниченной ответственностью "Меркурий" на выплату страхового обеспечения, в сумме 89 105,07 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375). Согласно пункту 15 Положения N 375 во всех случаях для исчисления пособия используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пунктах 8 и 9 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
...
Учитывая, что обстоятельства по делу установлены в полном объеме, на основании пункта 2 части 1 статьи 289 АПК РФ, судом кассационной инстанции принимается по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 мая 2012 г. N Ф04-1836/12 по делу N А27-5766/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8036/12
13.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8036/12
28.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1836/12
24.01.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-118/12