г. Тюмень |
|
5 июня 2012 г. |
Дело N А45-10739/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области на решение от 29.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Шашкова В.В.) и постановление от 22.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-10739/2011 по заявлению открытого акционерного общества "НИИ измерительных приборов-Новосибирский завод имени Коминтерна" (630015, Г.Новосибирск, ул.Планетная, дом 32, ОГРН 1025400510827, ИНН 5401199015) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (630000, г.Новосибирск, ул. Кирова, дом 3 "Б", ОГРН 1045402551809, ИНН 5406300195), Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Новосибирска (630015, г.Новосибирск, ул. Королева, дом 9, ОГРН 1045400555727, ИНН 5401238923) о признании незаконными действий.
В судебном заседании присутствовал представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области - Головина Н.Н. по доверенности от 30.12.2011 N 9.
Суд установил:
открытое акционерное общество "НИИ измерительных приборов-Новосибирский завод имени Коминтерна" (далее - Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - налоговый орган, Инспекция), Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска) о признании незаконными действий, выразившихся в выдаче справки N 727 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам налогоплательщика по состоянию на 01.06.2011 с указанием задолженности по пеням, возможность взыскания которых утрачена.
Кроме того, Общество просило обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем выдачи справки, содержащей объективную информацию о состоянии расчетов с бюджетом (с отражением сведений об утрате возможности взыскания задолженности).
Решением от 29.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, действия Инспекции признаны незаконными, налоговый орган обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем выдачи справки по форме N 39-1, содержащей объективную информацию о состоянии расчетов с бюджетом, в том числе с отражением сведений об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности; в отношении заявленных требований к ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты по настоящему делу отменить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
По мнению налогового органа, форма справки утверждена в установленном действующим законодательством порядке; указанная в справке задолженность не признана безнадежной ко взысканию, поэтому не может быть списана в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации; отражение в справке информации о задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска поддержала изложенные Инспекцией доводы.
Общество в отзыве на кассационную жалобу судебные акты просит оставить без изменения.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку в настоящем случае иное не предусмотрено, законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией только в части удовлетворения заявленных требований, поскольку в части отказа в отношении заявленных требований к ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска судебные акты не обжалуются.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, отзывы на нее, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит основания для отмены решения и постановления.
Судами обеих инстанций установлено, что ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в период с 2002 по 2005 г.г. Обществу были начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов по единому социальному налогу на выплату страховой части трудовой пенсии - 13 046 319, 80 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии - 770 306, 74 руб.
Судебными актами по делам N N А45-232/03-СА3/12, А45-344/05-44/23, А45 10384/905-40/383, А45-17404/2005-23/518 в период с 2003 по 2005 г.г. по заявлениям Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Дзержинскому району г. Новосибирска с Общества взыскана задолженность по пени: по страховой части - 7 596 632, 32 руб., по накопительной части - 465 922, 75 руб.; на 01.01.2009 задолженность общества по пеням на страховую часть трудовой пенсии составила - 5 449 687, 48 руб. (разница между начисленными Инспекцией пенями в размере 13 046 319, 80 и уплаченными Обществом по судебным актам - 7 596 632, 32 руб.), на накопительную часть пенсии - 304 383, 99 руб. (разница между начисленными Инспекцией пенями в размере 770 306, 74 руб. и уплаченными Обществом по судебным актам в размере 465 922, 75 руб.).
Согласно оспариваемой справке по состоянию на 01.06.2011 задолженность по пеням, начисленным за период с 2002 по 2005 г.г., составила по страховой части пенсии 2 166 246, 57 руб.; по накопительной части пенсии - 113 462, 63 руб. (с учетом списания пеней по решению Арбитражного суда Новосибирской области от 27.12.2009 по делу N А45-17404/05-23/518).
Налоговым органом не оспаривается вывод судов о невозможности взыскания вышеуказанных сумм пени в связи с истечением срока на принудительное взыскание. Ссылка Инспекции на приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, была предметом рассмотрения судов обеих инстанций, которые со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 указали, что данное обстоятельство исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам, т.е. с отражением не только сведений о задолженности, но и указанием на утрату Инспекцией возможности ее взыскания.
Кассационная инстанция отклоняет довод налогового органа о том, что вышеуказанная справка не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку, как правильно указали суды, наличие в ней сведений о задолженности создает неблагоприятные последствия для Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных обстоятельств суды обоснованно удовлетворили заявленные требования о признании вышеуказанных действий Инспекции незаконными, обязав налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки по форме N 39-1, содержащей объективную информацию о состоянии расчетов с бюджетом, в том числе с отражением сведений об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности по пеням.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на неверный вывод судов о неправомерном доначислении Обществу страховых взносов, поскольку данный вопрос не был предметом рассмотрения настоящего спора. Вместе с тем судами установлено и не оспаривается налоговым органом, что согласно представленной в материалы дела справке Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Дзержинскому району г. Новосибирска (л.д.58 т.1) у Общества отсутствует задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, в связи с чем данный довод как основание к отмене решения и постановления судов кассационной инстанцией отклоняется.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.11.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.02.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10739/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению налогового органа, форма справки утверждена в установленном действующим законодательством порядке; указанная в справке задолженность не признана безнадежной ко взысканию, поэтому не может быть списана в порядке статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации; отражение в справке информации о задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
...
Налоговым органом не оспаривается вывод судов о невозможности взыскания вышеуказанных сумм пени в связи с истечением срока на принудительное взыскание. Ссылка Инспекции на приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, была предметом рассмотрения судов обеих инстанций, которые со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 указали, что данное обстоятельство исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам, т.е. с отражением не только сведений о задолженности, но и указанием на утрату Инспекцией возможности ее взыскания."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2012 г. N Ф04-2264/12 по делу N А45-10739/2011