г. Тюмень |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А02-1268/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 06.12.2011 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Якшимаева Ф.Ю.) и постановление от 19.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шатохина Е.Г., Лобанова Л.Е., Павлюк Т.В.) по делу N А02-1268/2011 по иску администрации Чемальского района (649240, Республика Алтай, Чемальский район, село Чемал, улица Пчелкина, 89, ИНН 0410004150, ОГРН 1030400668320) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай (109097, город Москва, улица Ильинка, 9, строение 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Республики Алтай, Отдел труда и социального развития администрации Чемальского района.
Суд установил:
Администрация Чемальского района (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республики Алтай о взыскании 656 673,34 руб. в счет возмещения расходов по оплаченным муниципальным контрактам на поставку дров-долготья педагогическим работникам Чемальского района.
Решением от 06.12.2011 Арбитражный суд Республики Алтай заявленные Администрацией исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 19.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Республике Алтай, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым исключить из числа ответчиков Управление Федерального казначейства по Республике Алтай, в удовлетворении исковых требований Администрации отказать.
Управление Федерального казначейства по Республике Алтай полагает, что согласно статье 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Алтай, в связи с чем, надлежащим ответчиком по данному делу должно выступать Министерство финансов Республики Алтай.
Кроме того, по мнению Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, не доказан факт причинения государственными органами и/или их должностными лицами вреда истцу, отсутствует причинно-следственная связь между убытками, которые МО "Чемальский район" понесло и действиями непосредственно Министерства финансов Российской Федерации или его должностных лиц, которые бы нарушили права истца и повлекли причинение убытков.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления Федерального казначейства по Республике Алтай и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, что на основании решения Чемальского районного суда Республики Алтай отделом судебных приставов Чемальского района были возбуждены исполнительные производства об обязании должника - муниципального образования "Чемальский район" по обеспечению физических лиц (педагогических работников) твердым топливом-дровами, которые 20.01.2011 были объединены в сводное производство в отношении одного и того же должника - муниципального образования "Чемальский район".
Во исполнение распоряжения администрации Чемальского района от 01.03.2011 N 55-р "Об организации исполнения судебного решения", отделом труда и социального развития администрации Чемальского района заключены договоры с АУРА "Чемал лес": муниципальный контракт от 15.04.2011 N 1 на поставку дров-долготье педагогическим работникам Чемальского района в количестве 380,81 куб.м, стоимостью 418 891 руб.; договор от 31.03.2011 на поставку 89,71 куб.м дров-долготье, стоимостью 98 699,84 руб.; договор от 04.04.2011 на поставку 87,93 куб.м дров-долготье, стоимостью 96 741, 47 руб.
Между отделом труда и социального развития администрации Чемальского района и индивидуальным предпринимателем Грековым Н.К. заключен договор от 30.03.2011 поставки угля в количестве 20,72 тонны педагогическим работникам на сумму 42 341, 03 руб.
Поставщикам из бюджета муниципального образования "Чемальский район" в счет расчетов по вышеуказанным соглашениям, было перечислено 656 673,34 руб.
Отказ ответчика на возмещение произведенных истцом затрат, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам, послужил основанием для обращения Администрации с исковым заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4 Закона республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Взыскивая с Министерства финансов Российской Федерации понесенные истцом убытки в размере 656 673,34 руб., суды пришли к обоснованному выводу, что финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, является расходным обязательством Российской Федерации, которое предусматривает соответствующие средства для их реализации. Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу, который не исполнил в полном объеме возложенную на него обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, поскольку не обеспечил субъект Российской Федерации - Республику Алтай финансовыми средствами в полном объеме.
Пунктом 5 статьи 55 Закона об образовании предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Закона N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Учитывая, что судами установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации расходов истца, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Республики Алтай, взыскание убытков в пользу Администрации с Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.12.2011 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 19.03.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1268/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Законе N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Учитывая, что судами установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации расходов истца, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Республики Алтай, взыскание убытков в пользу Администрации с Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 июня 2012 г. N Ф04-2061/12 по делу N А02-1268/2011