г. Тюмень |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А75-8478/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТГМ" на решение от 12.12.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 23.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А75-8478/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТГМ" (628600, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица 2П-2 Юго-Западный промышленный узел, 59, Панель 25, ИНН 8603115020, ОГРН 1048600507471) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628240, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 23, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "НТГМ" (далее - ООО "НТГМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об оспаривании постановлений от 28.09.2011 N 10-109/2011 и N 10-112/2011, вынесенных Ханты-Мансийским отделом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба, административный орган), о привлечении к административной ответственности.
Решением от 12.12.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 23.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления ООО "НТГМ" отказано в полном объеме.
В кассационном жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций, норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит прекратить производство по делу в части наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по объекту "Гидронамывной карьер грунта Южный N 1 на Тайлаковском месторождении".
Податель жалобы указывает, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 7.3. КоАП РФ образует фактическое пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, лицензионным соглашением, а не наличия такого права.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в рамках, заявленных в ней доводов и возражений относительно жалобы.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в рамках доводов, заявленных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения руководителя Службы проведена плановая документарная, выездная проверка ООО "НТГМ" на предмет выполнения требований законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и условий пользования недрами к лицензиям ХМН 199 ТЭ, ХМН 205 ТЭ.
Результаты проверки отражены в акте от 08.09.2011 N 10-20/2011.
В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении условий лицензий, а именно:
по исполнению условий лицензии N ХМН 00205 ТЭ - на участке недр "Карьер N 1 на Тайлаковском лицензионном участке" в нарушение пункта 3.8 лицензионного соглашения не обеспечивается уровень добычи в соответствии с проектными документами;
по исполнению условий лицензии N ХМН 00199 ТЭ - на участке недр "Карьер песка Южный N 1 на Тайлаковском лицензионном участке" в нарушение пункта 3.7.3. лицензионного соглашения добыча песка не осуществлялась с 2007 года вообще.
По результатам административного расследования в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 16.09.2011 N 10-112/2011 и N 10-109/2011.
Постановлениями от 28.09.2011 N 10-112/2011 и N 10-109/2011 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с постановлениями административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований общества в части признания недействительным постановления от 28.09.2011 N 10-109/2011 о привлечении к административной ответственности за неисполнение условий лицензии N ХМН 00199 ТЭ - на участке недр "Карьер песка Южный N 1 на Тайлаковском лицензионном участке", суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), исходили из наличия прав и обязанностей пользователя недрами, с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Однако судами не было учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного правонарушения являются действия по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что признается одним из существенных обстоятельств, подлежащих доказыванию при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, в соответствии со статьей 20 Закона о недрах могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба.
Следовательно, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о действиях ООО "НТГМ" по пользованию недрами на основании лицензии N ХМН 00199 ТЭ - на участке недр "Карьер песка Южный N 1 на Тайлаковском лицензионном участке", следовательно, правовых оснований для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за неисполнение условий данной лицензии у Службы не имелось.
Учитывая, что при рассмотрении спора фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом судами неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным постановления от 28.09.2011 N 10-109/2011, принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований в указанной части.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.12.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 23.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8478/2011 изменить.
Признать незаконными и отменить постановление Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.09.2011 N 10-109/2011 о назначении обществу с ограниченной ответственностью "НТГМ" административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
...
Неиспользование недр и неисполнение обязанностей, предусмотренных лицензионным соглашением, в соответствии со статьей 20 Закона о недрах могут повлечь досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию, а также взыскание причиненного таким неисполнением ущерба.
Следовательно, привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о действиях ООО "НТГМ" по пользованию недрами на основании лицензии N ХМН 00199 ТЭ - на участке недр "Карьер песка Южный N 1 на Тайлаковском лицензионном участке", следовательно, правовых оснований для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ за неисполнение условий данной лицензии у Службы не имелось."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2012 г. N Ф04-3057/12 по делу N А75-8478/2011