г. Тюмень |
|
29 июня 2012 г. |
Дело N А70-9098/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" на решение от 13.12.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 27.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-9098/2011 по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Тюменьэнерго" (628406, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Университетская, 4, ОГРН 1028600587399, ИНН 8602060185) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58 "а", ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании решения, предписания.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Северная, 32а, ИНН 7205011944, ОГРН 1027201233620).
В заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества "Тюменьэнерго" - Анисимов С.В. по доверенности от 13.06.2012 N 07-/12-79; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Полухин Д.А. по доверенности от 12.03.2012 N 12; от открытого акционерного общества "СУЭНКО" - Пронькина Т.А. по доверенности от 13.12.2011 N 49-12.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тюменьэнерго" (далее - ОАО "Тюменьэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения от 10.06.2011 по делу К11/68 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании в действиях (бездействии) ОАО "Тюменьэнерго" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2008 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и признании недействительным предписания от 10.06.2011 N К11/68 о прекращении ОАО "Тюменьэнерго" нарушений антимонопольного законодательства.
Решением от 13.12.2011 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 27.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований, заявленных обществом, отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Подробно доводы общества изложены в кассационной жалобе.
ОАО "СУЭНКО" и управлением представлены отзывы с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, открытое акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ОАО "СУЭНКО") обратилось к ОАО "Тюменьэнерго" с заявкой от 30.03.2010 на осуществление технологического присоединения к ячейкам N 15 фидер "РП -66,1" и N 36 фидер "РП-66,2" ПС-110кВ "Бурдун" распределительной сети 10/0,4 кВ с увеличенной максимальной мощностью от 1 938 кВт до 2 435,4 кВт для присоединения жилого дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Мира-Большевиков, в соответствии с принятыми на себя обязательствами по выполнению технологического присоединения к электрической сети по договору с обществом с ограниченной ответственностью "Тюменьстроймонтаж" (далее - ООО "Тюменьстроймонтаж").
19.08.2010 ОАО "СУЭНКО" поступил проект договора от 05.08.2010 N 18/278, условия которого не были согласованы сторонами, в результате чего обществу был направлен мотивированный отказ от подписания договора.
В связи с тем, что новый проект договора третьему лицу направлен не был, ОАО "СУЭНКО" обратилось с жалобой в управление.
Рассмотрев жалобу ОАО "СУЭНКО, антимонопольный орган 10.06.2011 вынес решение N К11/68 о нарушении обществом пунктов 15, 16, 18, 19, 30 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) и части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и выдал предписание, которым обязал общество прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на заключение договора об осуществлении технологического присоединения с ОАО "СУЭНКО" по заявке от 30.03.2010 N 2096 в соответствии с Правилами N 861 и с учетом нарушений, выявленных в ходе рассмотрения дела N К11/68 о нарушении антимонопольного законодательства, а также путем осуществления действий по направлению заявителям, заключившим договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА (которые являются действующими на момент исполнения предписания), по типовой форме содержащей пункты 2.1.3, 2.3.2, 4.2., 4.4.4. не соответствующие Правилам N 861, предложения о приведении указанных условий договоров, в соответствие с требованиями Правил N 861, и не допускать в дальнейшем нарушения.
Общество, полагая, что решение и предписание являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из следующих норм права.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции наложен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности и Правила технологического присоединения к электрическим сетям определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Тюменьэнерго", оказывающее услуги по передаче электрической энергии и осуществляющее в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
С учетом указанных обстоятельств, ОАО "Тюменьэнерго" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии и в соответствии со статьями 20, 21, 25 и 26 Федерального закона от 06.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" утверждены Правила N 861.
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пункт 7 Правил N 861 присоединения устанавливает процедуру технологического присоединения, которая включает в себя соответствующие этапы. При этом пункт 18 указанных Правил предусматривает перечень мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 (в редакции, действующей на момент направления заявок), сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, либо, при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил N 861, сетевая организация должна уведомить об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах в течение 30 рабочих дней с даты получения недостающих сведений.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА) указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее трех рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его Правилам N 861 заявитель вправе в течение 30 дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, невключенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 настоящих Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Судами установлено, что ОАО "СУЭНКО" 02.04.2010 для осуществления технологического присоединения жилого дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Мира-Большевиков к ячейкам N 15 фидер "РП-66,1" и N 36 фидер "РП-66,2" ПС-110кВ "Бурдун" распределительной сети 10/0,4 кВ с увеличенной максимальной мощностью от 1938 кВт до 2435,4 кВт обратилось в ОАО "Тюменьэнерго" с заявкой.
В соответствии с требованиями пункта 15 Правил N 861 ОАО "Тюменьэнерго" было обязано рассмотреть заявку ОАО "СУЭНКО" на технологическое присоединение жилого дома и, либо направить ОАО "СУЭНКО" для подписания заполненные и подписанные ею проекты договоров в течение 30 рабочих дней с даты получения заявки, либо должно было уведомить, в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки, об отсутствии (недостаточности) сведений и документов для подготовки проектов договоров технологического присоединения подстанций, либо направить новую редакцию договора для подписания.
Материалами дела подтверждено, что ОАО "Тюменьэнерго" вышеназванные обязанности исполнены с нарушением сроков.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения.
Исходя из требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 суды указали, что на момент направления проекта договора ОАО "СУЭНКО" (19.08.2010) инвестиционная программа ОАО "Тюменьэнерго", предусматривающая строительство нового центра питания ПС-110/10кВ "Комарово" не была утверждена, в связи с чем срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям ОАО "Тюменьэнерго" не может превышать два года.
Следовательно, включение в проект договора условия о сроке в три года является необоснованным, поскольку продлевает срок технологического присоединения по заявке третьего лица и является для него невыгодным.
Суды установили, что пункты 2.1.3, 2.3.2, 4.2 и 4.4.4 договора противоречат положениям пунктов 16, 18 и 19 Правил N 861, а также данные пункты содержатся в типовом договоре об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА., размещенном на странице заявителя в сети Интернет.
В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что включение в проект договора об осуществлении технологического присоединения от 05.08.2010 N 18/278, а также типовой договор пунктов 2.1.3, 2.3.2, 4.2 и 4.4.4 является неправомерным, действия ОАО "Тюменьэнерно" навязывающими невыгодные условия договора и нарушающими интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о нарушении обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и пунктов 15, 16, 18, 19, 30 Правил N 861.
Доводы общества о том, что оно добровольно устранило допущенные нарушения, так как обратилось в соответствующий орган для установления платы по индивидуальному проекту, судами обеих инстанций отклонены, поскольку указанные действия заявителя не могут рассматриваться как устранение нарушений антимонопольного законодательства, выявленные Управлением.
Доводы заявителя кассационной жалобы являются несостоятельными, поскольку сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемое решение и постановление суда апелляционной инстанции принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.12.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 27.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9098/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и следует из материалов дела, что ОАО "Тюменьэнерго", оказывающее услуги по передаче электрической энергии и осуществляющее в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.
С учетом указанных обстоятельств, ОАО "Тюменьэнерго" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.
...
Суды установили, что пункты 2.1.3, 2.3.2, 4.2 и 4.4.4 договора противоречат положениям пунктов 16, 18 и 19 Правил N 861, а также данные пункты содержатся в типовом договоре об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА., размещенном на странице заявителя в сети Интернет.
В связи с чем, суды пришли к правильному выводу о том, что включение в проект договора об осуществлении технологического присоединения от 05.08.2010 N 18/278, а также типовой договор пунктов 2.1.3, 2.3.2, 4.2 и 4.4.4 является неправомерным, действия ОАО "Тюменьэнерно" навязывающими невыгодные условия договора и нарушающими интересы неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу о нарушении обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и пунктов 15, 16, 18, 19, 30 Правил N 861."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 июня 2012 г. N Ф04-3023/12 по делу N А70-9098/2011