г. Тюмень |
|
20 июля 2012 г. |
Дело N А70-11513/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение от 03.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 23.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А70-11513/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Медведева Николая Михайловича (625048, г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 84, кв. 109, ОГРН 311723208000177) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30, корп. 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании незаконным решения от 23.08.2011 N 110823012/17-1 и обязании совершить действие.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Медведев Николай Михайлович (далее - ИП Медведев Н.М., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконным решения от 23.08.2011 N 110823012/17-1 и обязании Департамента издать решение о предоставлении заявителю земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103002:92 в собственность за плату, определив цену земельного участка в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Решением от 03.02.2011 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены, суд признал незаконным решение об отказе в предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103002:92 в собственность за плату с применением выкупной стоимости земельного участка в размере 2,5 % его кадастровой стоимости, выраженного в письме Департамента от 23.08.2011 N 110823012/17-1. Суд обязал Департамент принять решение о предоставлении ИП Медведеву Н.М. земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103002:92 в собственность за плату, определив цену земельного участка в размере 2,5 % его кадастровой стоимости. С Департамента в пользу заявителя взыскано 200 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Департамент просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению заявителя, предприниматель не относится к числу лиц, которым в силу прямого указания закона предоставлено право на выкуп земельных участков по цене, установленной Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Медведеву Н.М. принадлежит на праве собственности нежилое строение (склад), расположенное по адресу: г. Тюмень, д. Матмассы, ул. Строителей, 19 г (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 09.04.2002 72НВ905747, приказ об изменении адреса от 08.10.2010 N 10-49130).
Право собственности на данное строение возникло на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 14.03.2002, заключенного с ОАО "Агропромтранс", у которого право собственности возникло вследствие приватизации имущества из государственной собственности (приказ об утверждении плана приватизации автотранспортного предприятия "Матмасыагропромтранс" от 01.12.1992 N 437).
Под указанным строением сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103002:92 площадью 3599 кв. м.
21.03.2011 Медведев Н.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство 72 N 001957139).
04.04.2011 ИП Медведев Н.М. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103002:92 в собственность за плату, с ценой земельного участка в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости.
Департамент письмом от 23.05.2011 N 110523040/17-1 отказал в предоставлении земельного участка в собственность за плату по цене 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка в связи с тем, что Медведев Н.М. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя после возникновения права собственности на нежилое строение.
14.06.2011 ИП Медведев Н.М. повторно обратился с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность за плату, определив его цену в размере 2,5 % от кадастровой стоимости участка.
Департамент письмом от 23.08.2011 N 110823012/17-1 повторно отказал в предоставлении земельного участка по тем же основаниям, что и в письме N 110523040/17-1 от 23.05.2011.
Считая, что отказ департамента нарушает права и законные интересы ИП Медведева Н.М., последний обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь частью 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков", указал на наличие права выкупа спорного земельного участка по цене, указанной истцом.
Апелляционный суд поддержал указанные выводы.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта; в месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пунктом 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен субъектный состав лиц, которым до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предельные величины цены в зависимости от численности населения населенного пункта.
Порядок определения цены участков на территории Тюменской области определен постановлением Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков", согласно которому до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определена для лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ в размере, равном двум с половинам процентам кадастровой стоимости земельного участка.
При оценке данных о стоимости подлежащего выкупу земельного участка судами правильно приняты во внимание обозначенные нормы права и установлена обоснованность цены, указанной истцом, а также установлено, что заявитель является индивидуальным предпринимателем и собственником нежилого строения по адресу: г. Тюмень, д. Матмассы, ул. Строителей, 19 г, отчужденного из государственной собственности на основании приказа об утверждении плана приватизации автотранспортного предприятия "Матмасыагропромтранс" от 01.12.1992 N 437.
Судами сделан правомерный вывод о том, что действующим законодательством не установлено такого условия предоставления земельного участка индивидуальному предпринимателю в собственность за плату по цене 2,5 % от кадастровой стоимости, как наличие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя на момент приобретения расположенного на земельном участке недвижимого имущества, отчуждаемого из государственной и муниципальной стоимости.
Таким образом, судебные акты приняты при полном и всестороннем исследовании доказательств, при соблюдении соответствующих норм материального права и правильном их толковании.
В связи с тем, что нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 03.02.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-11513/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта; в месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в предусмотренных случаях, на праве постоянного (бессрочного) пользования; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
...
Порядок определения цены участков на территории Тюменской области определен постановлением Правительства Тюменской области от 26.12.2007 N 336-п "Об установлении порядка определения цены при продаже земельных участков", согласно которому до 01.01.2012 цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определена для лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ в размере, равном двум с половинам процентам кадастровой стоимости земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2012 г. N Ф04-3471/12 по делу N А70-11513/2011