г. Тюмень |
|
20 июля 2012 г. |
Дело N А46-9074/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Сириной В.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2011 (судья Суставова О.Ю.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-9074/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магазин N 544" (644043, г. Омск, ул. Фрунзе, 1, корп. 3, ИНН 5502012930, ОГРН 1025500747359)
к администрации города Омска (644043, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
о признании незаконными бездействия и обязании совершить действие.
Другие лица, участвующие в деле:
Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска,
Министерство имущественных отношений Омской области,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Магазин N 544" (далее - ООО "Магазин N 544", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Омска (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившимся в непринятии решения о предоставлении обществу в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278, площадью 2047 кв.м, из состава земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: для строительства торгово-офисного здания, с местоположением: Омская область, г. Омск, Советский административный округ, ул. Нефтезаводская - проспект Мира; об обязании в двухнедельный срок принять решение о предоставлении для строительства земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278.
Заявленные требования мотивированы нарушением положений статей 30 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство имущественных отношений Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
Решением от 27.12.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд признал незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ООО "Магазин N 544" в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278, возложив на администрацию обязанность в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении обществу для строительства указанного земельного участка площадью 2047 кв.м.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Администрация считает, что в рассматриваемой ситуации с ее стороны не было допущено неправомерного бездействия, повлекшего нарушение каких-либо прав и законных интересов общества. По мнению администрации, органом местного самоуправления не могло быть принято решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка, поскольку на момент обращения ООО "Магазин N 544" с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278 площадью 2047 кв.м для строительства, право Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на приобретение земельного участка, занимаемого зданием по пр. Мира, 39, из состава которого был сформирован спорный земельный участок, реализовано не было.
В представленных отзывах Министерство имущественных отношений Омской области и ООО "Магазин N 544" высказались против удовлетворения кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты соответствующими законодательству и материалам дела.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о судебном заседании по делу, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии их представителей, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив по правилам статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует и как установлено судами, администрацией города Омска актом о выборе земельного участка для строительства от 04.06.2004 N 3456 согласовано ООО "Магазин-544" место размещения торгово-офисного здания.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 05.02.2009 N 58-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по улице Нефтезаводская-проспект Мира в Советском административном округе города Омска" утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью 2047 кв.м для строительства торгово-офисного здания по улице Нефтезаводская-проспект Мира в Советском административном округе города Омска.
В дальнейшем распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 13.03.2009 N 169-р "О предварительном согласовании места размещения торгово-офисного здания по улице Нефтезаводская - проспекту Мира в Советском административном округе г. Омска" утвержден прилагаемый акт о выборе земельного участке для строительства торгово - офисного здания по улице Нефтезаводская - проспекту Мира в Советском административном округе г. Омска (пункт 1); предварительно согласовано место размещения торгово-офисного здания по улице Нефтезаводская - проспекту Мира в Советском административном округе г. Омска согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 05.02.2009 N 58-р (пункт 2); обществу рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законодательством (пункт 3).
Во исполнения указанного распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска в соответствии с согласованным актом выбора земельного участка для строительства из земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:485 был сформирован и затем 14.12.2010 поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 55:36:050208:3278, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости от 07.09.2011 N 5536/213/11-1460.
ООО "Магазин N 544" обратилось 13.04.2011 в администрацию города Омска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:3278 для строительства торгово-офисного здания.
В связи с тем, что администрацией в установленный законом срок по заявлению общества не было принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство, а также не были даны какие-либо письменные пояснения относительно причин непринятия такового решения, ООО "Магазин N 544" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, применив положения статей 29, 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 9 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения собственности на землю на территории города Омска, утвержденного постановлением правительства Омской области от 16.06.2006 N 73-п "О мерах по совершенствованию регулирования земельных отношений на территории города Омска", пришел к выводу об отсутствии у администрации оснований для не принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что обществом соблюдена предусмотренная действующим законодательством процедура по предоставлению земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью выводов суда первой инстанции, указав, что бездействие администрации влечет за собой нарушение прав и законных интересов ООО "Магазин N 544" и не позволяет завершить процедуру предоставления обществу земельного участка для строительства.
Выводы судов основаны на правильной оценке доказательств, установленных обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается администрацией, что обществом соблюдена предусмотренная законодательством процедура для предоставления земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Однако в установленный законом срок решение о предоставлении земельного участка под строительство администрацией не было принято.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о совершении администрацией действий по рассмотрению заявления общества в отношении испрашиваемого земельного участка.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого действия (бездействия) закону возлагается на орган, совершивший такое действие (бездействие).
В обоснование правомерности непринятия решения о предоставлении обществу спорного земельного участка под строительство администрация сослалась на то, что на момент обращения общества с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278, площадью 2047 кв.м для строительства право Российской Федерации, право субъекта Российской Федерации на приобретение земельного участка, занимаемого зданием по пр. Мира, 39, из состава которого был сформирован спорный земельный участок, реализовано не было.
Отклоняя данный довод администрации, суды указали, что испрашиваемый земельный участок сформирован путем раздела земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:485, правообладателем которого являлось муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.
В соответствии с частью 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Из представленной в материалы дела кадастровой выписки от 07.09.2011 N 5536/213/11-1460 следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278 является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.
Администрация не привела иных доказательств и доводов, свидетельствующих о законности своего бездействия.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно признали оспариваемое бездействие администрации не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в аренду земельного участка для строительства торгово-офисного здания.
С учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки выводов судов.
Судом кассационной инстанции отклоняются приведенные в кассационной жалобе аргументы администрации о том, что ей не допущено неправомерного бездействия, в данном случае не могло быть принято решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:36:050208:3278, поскольку не было реализовано право Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на приобретение земельного участка, занимаемого зданием по пр. Мира, 39, из состава которого был сформирован спорный земельный участок.
Данные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку. По существу доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении норм права, не опровергают законность выводов судов.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит.
При таких условиях кассационная жалоба подлежит отклонению.
Судом кассационной инстанции не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 27.12.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу N А46-9074/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
...
В соответствии с частью 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
...
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суды обоснованно признали оспариваемое бездействие администрации не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2012 г. N Ф04-2683/12 по делу N А46-9074/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2683/12
22.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-768/12
24.01.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-768/12
27.12.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-9074/11