г. Тюмень |
|
10 августа 2012 г. |
Дело N А75-8310/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2011 (судья Агеев А.Х.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А75-8310/2011 по иску закрытого акционерного общества "Инвестиционно-финансовая компания "Авиализинг" (614016, Пермский край, г. Пермь, ул. Куйбышева, 47, ИНН 5904009052, ОГРН 1025900892335) к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" (628012, Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийский р-н, г. Ханты-Мансийск, а/п, ИНН 7204002873, ОГРН 1028600508991) о взыскании 1 300 000 рублей, по встречному иску открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" к закрытому акционерному обществу "Инвестиционно-финансовая компания "Авиализинг" о взыскании 1 300 000 рублей.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Техник".
В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества "Инвестиционно-финансовая компания "Авиализинг" Кварталова Е.Н. по доверенности N 48юр-12 от 07.06.2012; открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" Тютьева М.А. по доверенности от 01.01.2012.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Инвестиционно-финансовая компания "Авиализинг" (далее - ЗАО "ИФК "Авиализинг", арендодатель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", арендатор) о взыскании 1 300 000 рублей задолженности по арендным платежам по договору N 2/85681/07/28/07АВ аренды воздушного судна ТУ-154М (бортовой номер 85681) от 03.10.2007 за период с 01.10.2011 по 15.10.2011.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статью 309, пункт 1 статьи 314, пункт 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЮТэйр-Техник" (далее - ООО "ЮТэйр-Техник").
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" заявило встречный иск к ЗАО "ИФК "Авиализинг" о взыскании 1 300 000 рублей задолженности по оплате капитального ремонта воздушного судна ТУ - 154М бортовой номер 85681 в счет погашения обязательств по арендному платежу за период с 01.10.2011 по 15.10.2011 по договору N 2/85681/07/28/07АВ аренды воздушного судна ТУ-154М (бортовой номер 85681) от 03.10.2007.
Встречные исковые требования мотивированы со ссылкой на статьи 309, 310, 616 ГК РФ.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012, первоначальный иск удовлетворен. С ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в пользу ЗАО "ИФК "Авиализинг" взыскано 1 326 000 рублей, в том числе 1 300 000 рублей основного долга, 26 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Встречное исковое заявление ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" к ЗАО "ИФК "Авиализинг" оставлено без рассмотрения.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований ЗАО "ИФК "Авиализинг" отказать, встречное исковое требование ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" удовлетворить.
По его мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушениями норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылаясь на статьи 10, 616, 644 ГК РФ, заявитель отмечает, что законодатель возложил на арендатора обязанность проведения капитального ремонта, который проводится в установленные техническими регламентами и правилами сроки и не является усмотрением арендодателя.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" указывает, что задолженность по договору аренды отсутствует, поскольку в соответствии со статьей 410 ГК РФ проведен зачет стоимости выполненных работ по капитальному ремонту объекта аренды в счет платежей по арендной плате.
Заявитель считает противоречащим нормам права и фактическим обстоятельствам дела вывод судов о необходимости подтверждения наличия волеизъявления арендодателя на проведение капитального ремонта, полагая, что капитальный ремонт воздушного судна осуществляет арендатор.
По мнению ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", позиция ЗАО "ИФК "Авиализинг" направлена на уклонение от выполнения своих обязательств по оплате работ, являющихся работами по капитальному ремонту воздушного судна и выполненных в рамках обязательных Решений Ространснадзора по безремонтной технологии в четыре этапа.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ИФК "Авиализинг" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда отменить и в удовлетворении исковых требований ЗАО "ИФК "Авиализинг" отказать, встречное исковое требование ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" удовлетворить.
Представитель ЗАО "ИФК "Авиализинг" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что между ЗАО "ИФК "Авиализинг" (арендодатель) и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (арендатор) подписан договор N 2/85681/07/28/07 АВ аренды воздушного судна ТУ-154М (бортовой номер 85681) от 03.10.2007 (далее - Договор) с дополнительными соглашениями.
Предметом Договора является предоставление во временное владение и пользование воздушного судна - пассажирского самолета ТУ-154М (бортовой номер 85681) - планер с двигателями Д-30КУ-154 (3 штуки) и ВСУ ТА-6А (1 штука) (далее - воздушное судно), которое принадлежит арендодателю на праве собственности и приобретено им у ОАО "КД Авиа" на основании договора купли-продажи воздушного судна от 08.10.2007 N 85681/90А848/07.
Согласно пункту 13.1 Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до момента полного исполнения сторонами своих обязательств и окончания взаимных расчетов.
Срок владения и пользования воздушным судном установлен 6 лет, начиная с момента получения воздушного судна по акту приемки - передачи (пункт 7.7 Договора).
В соответствии с пунктом 8.3 Договора арендатор уплачивает арендную плату ежемесячно в порядке и размере, указанном в приложении N 2 к Договору (протокол согласования порядка уплаты арендных платежей).
Все платежи осуществляются путем безналичного перевода денежных средств на счет арендодателя либо на другой счет, указанный арендодателем (пункт 8.4 Договора).
Воздушное судно арендатору передано в аренду на основании акта приема-передачи от 02.11.2007.
В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению N 3 от 15.04.2008 стороны установили, что за аренду планера воздушного судна арендатор уплачивает 2 600 000 рублей с учетом НДС, независимо от количества летных часов и посадок.
Соглашением об изменении порядка оплаты арендных платежей по договорам аренды воздушных судов типа Ту-154М от 07.08.2008 стороны предусмотрели, что перечисление арендной платы производится в следующем порядке: до 10 числа оплачиваемого месяца - 50% месячной арендной платы за аренду воздушного судна; до 5 числа месяца, следующего за оплачиваемым, - оставшуюся часть арендной платы.
В пункте 5.6 Договора закреплено условие о том, что арендодатель организует проведение капитального ремонта воздушного судна.
Согласно пункту 4.1.3 Договора (в редакции протокола разногласий), арендодатель принял на себя обязательство осуществлять за свой счет проведение капитального ремонта планера воздушного судна, двигателей и ВСУ.
В пунктах 4.2.2 и 4.2.3 Договора арендатор воздушного судна принял на себя обязательство содержать воздушное судно в соответствии с нормами летной годности, производить текущий ремонт и все виды технического обслуживания в соответствии с нормативными документами, действующими в компетентных органах Российской Федерации в сфере гражданской авиации и у арендатора, а так же осуществлять продление ресурсов и срока службы планера воздушного судна, двигателей и ВСУ до максимальных значений, предусмотренных решением (иным документом) разработчиков и компетентного органа в сфере гражданской авиации, действующим на момент истечения ресурсов, в том числе от своего имени подавать заявки и заключать необходимые для продления ресурсов и срока службы планера воздушного судна, двигателей и ВСУ договоры с ОАО "Туполев", ГосНИИ ГА и ГосНИИ "Аэронавигация", другими организациями. Продление ресурсов двигателей и ВСУ будет производиться за счет финансирования арендодателя. Размер финансирования согласовывается сторонами до начала ведения работ путем обмена письмами, на основании представленных арендатором проектов договоров. Оплата работ по заключенным арендатором и согласованным с арендодателем договорам осуществляется согласно условиям указанных договоров.
В пункте 5.5 Договора арендатор обязался за свой счет выполнять: оперативные и периодические формы технического обслуживания воздушного судна; сезонные работы по обслуживанию воздушного судна; бюллетени по воздушному судну, требующие их обязательного выполнения в период действия договора; текущий ремонт воздушного судна и его компонентов, а также замену компонентов воздушного судна, вышедших из строя либо отработавших ресурс в период действия договора; работы по переводу агрегатов и комплектующих изделий воздушного судна на условия эксплуатации "по техническому состоянию"; эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт воздушного судна, его систем и компонентов в соответствии с действующей ЭТД, Решениями о продлении ресурсов и сроков службы планера воздушного судна, двигателей и ВСУ, Программами, утвержденными разработчиками авиатехники для продления указанных ресурсов и сроков службы; обработку и анализ полетной информации; продление ресурсов и срока службы планера воздушного судна до максимальных значений, предусмотренных решением (иным документом) разработчиков и компетентного органа в сфере гражданской авиации, действующим на момент истечения ресурсов и срока службы планера воздушного судна.
В настоящее время воздушное судно находится в аренде у арендатора (согласно пункту 7.7 Договора срок аренды истекает 02.11.2013), досрочное расторжение Договора не производилось.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" оформлена справка о налете от 31.10.2011, на основании которой ЗАО "ИФК "Авиализинг" выставлена счет - фактура от 31.10.2011 N 67.
Согласно представленных в дело справок Западно-Уральского банка Сбербанка России арендные платежи за заявленный истцом по первоначальному иску период времени ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" не вносились.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 06.12.2011 по делу N А50-22514/2011 в отношении ЗАО "ИФК "Авиализинг" введена процедура банкротства - наблюдение.
Указывая, что обязательства по уплате арендной платы ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" исполнило ненадлежащим образом, ЗАО "ИФК "Авиализинг" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", полагая, что задолженность по внесению арендных платежей погашена проведением зачета встречных однородных требований, указывая, что встречные требования возникли по причине проведения за счет средств ответчика капитального ремонта принадлежащего истцу воздушного судна ТУ-154М (бортовой номер 85681), заявило встречный иск.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования ЗАО "ИФК "Авиализинг", исходил из их доказанности и обоснованности, оставляя иск ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" без рассмотрения, посчитал, что данное требование не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о признании ЗАО "ИФК "Авиализинг" несостоятельным (банкротом) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда и оставил решение в силе.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В силу статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", не оспаривая фактическое пользование арендованным имуществом в спорный период, не вносило арендную плату, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные по первоначальному иску требования; руководствуясь разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 1 и 2 статьи 5, статьей 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002, правомерно оставил иск ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" без рассмотрения, посчитав, что данное требование не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о признании ЗАО "ИФК "Авиализинг" несостоятельным (банкротом) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.12.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу N А75-8310/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", не оспаривая фактическое пользование арендованным имуществом в спорный период, не вносило арендную плату, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные по первоначальному иску требования; руководствуясь разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", пунктами 1 и 2 статьи 5, статьей 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ от 26.10.2002, правомерно оставил иск ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" без рассмотрения, посчитав, что данное требование не является текущим и подлежит рассмотрению в рамках дела о признании ЗАО "ИФК "Авиализинг" несостоятельным (банкротом) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 августа 2012 г. N Ф04-3328/12 по делу N А75-8310/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3328/12
22.05.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1469/12
28.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1469/12
17.02.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1469/12