г. Тюмень |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А70-10535/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.01.2012 (судья Минеев О.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А70-10535/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кварц-97" (Тюменская обл., г. Тюмень, 11 км Ялуторовского тракта, ИНН 7203079658, ОГРН 1027200839643) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 48, ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792) о признании незаконным отказа от 03.08.2011 N 110803011/10-1 и обязании совершить действия.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Кварц-97" Любчик Г.П. по доверенности N 17 от 22.03.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кварц-97" (далее - ООО "Кварц-97", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании места размещения нежилого строения (офиса) от 03.08.2011 N 110803011/10-1 и об обязании согласовать место размещения нежилого строения (офиса) по ул. Первомайская, г. Тюмени и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и обеспечить акт выбора земельного участка площадью 532 кв. м по ул. Первомайская, г. Тюмени для строительства офиса.
Заявленные требования мотивированы несоответствием оспариваемого отказа статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статье 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени, Приложению 12 к Решению Тюменской городской думы от 24.06.2010 N 501 и тем, что оспариваемый отказ нарушает права и законные интересы Общества, связанные с развитием предпринимательской деятельности, со ссылкой на статьи 167, 174, 197 - 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.01.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Департамента в предварительном согласовании места размещения нежилого строения (офиса) от 03.08.2011 N 110803011/10-1. Суд обязал Департамент в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выбор земельного участка по заявлению Общества на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ и Положением "О порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований ООО "Кварц-97" отказать.
По его мнению, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель считает необоснованным вывод суда, согласно которому, отказ в предварительном согласовании места размещения объекта от 03.08.2011 N 110803001/10-1 принят в отсутствии совершения Департаментом действий по выбору земельного участка заявителю и противоречит требованиям статьи 31 ЗК РФ, которые подлежат выполнению со стороны уполномоченного органа.
Департамент указывает, что в соответствии с Положением о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее по тексту - Совместная комиссия). Таким образом, принятие решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта относится к компетенции Совместной комиссии.
Заявитель полагает, что вывод судов, согласно которому при рассмотрении заявления ООО "Кварц-97" в нарушение установленных законом требований выбор земельного участка и информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства фактически не производились, является ошибочным.
По мнению Департамента, является следствием неправильного толкования норм материального права вывод судов о том, что на момент принятия оспариваемого отказа, испрашиваемый земельный участок располагался в зоне ОД-2, одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения в подпункте 1 пункта 2 статьи 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (в ред. Решения Тюменской городской Думы от 24.06.2010 N 501) указаны объекты административно-делового назначения, к которым, по мнению судов, относится офисное здание.
Заявитель считает, что обстоятельства, согласно которым основанием для отказа послужило нахождение земельного участка в охранной зоне электрокабеля высокого напряжения, в которой запрещено строительство капитальных объектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2009 N 160, не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, что привело к принятию неправильного решения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Кварц-97" указало, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что ООО "Кварц-97" обратилось 07.07.2011 в Департамент с заявлением о предварительном согласовании места размещения нежилого строения "офиса" в г. Тюмени по ул. Первомайской площадью 532 кв. м с приложением схемы расположения земельного участка.
Письмом от 03.08.2011 N 110803011/10-1 Обществу было отказано в утверждении схемы размещения земельного участка для строительства офисного здания по адресу: г. Тюмень, ул. Первомайская.
Отказ мотивирован тем, что 19.07.2011 Совместной комиссией по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам принято решение об отказе в предварительном согласовании места размещения офисного здания в виду того, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки города Тюмени.
Указывая на незаконность отказа Департамента, изложенного в письме от 03.08.2011 N 110803011/10-1, и нарушение его прав и законных интересов данным отказом, ООО "Кварц-97" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их законности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В силу статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, согласно статье 31 ЗК РФ обращается в орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями возложена на орган местного самоуправления.
По пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Согласно статье 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая выбор земельного участка и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории), в муниципальном образовании городской округ город Тюмень, являющемся административным центром Тюменской области, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области на основании решения совместной комиссии, образованной при данном органе.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.07.2007 N 144-п утверждено Положение о порядке принятия решения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Тюменской области, а также расположенных на территории муниципального образования городской округ город Тюмень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 144-п).
Пунктом 1.2 Положения N 144-п предусмотрено, что принятие решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также совершение иных предусмотренных настоящим Положением действий, связанных с распоряжением указанными земельными участками, осуществляется Департаментом на основании соответствующих решений совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам (далее - Совместная комиссия).
В соответствии с разделом 8 Положения N 144-п лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, подает в Департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, составленное на бумажном носителе. К заявлению прилагаются, в том числе, схематическое описание предполагаемого расположения испрашиваемого земельного участка.
В случае несоответствия заявления требованиям, установленным пунктами 8.1, 8.2, 8.4 и 8.6 настоящего Положения, Департамент отказывает в рассмотрении заявления.
При отсутствии оснований для отказа в рассмотрении заявления Департамент: обеспечивает выбор земельного участка; информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства; в случае, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, информирует собственников этих земельных участков об их возможном выкупе; в течение двух недель со дня принятия соответствующего решения Совместной комиссии принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, либо решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта принимается Департаментом в следующих случаях: строительство объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке не допускается в соответствии с земельным, градостроительным законодательством или иными условиями использования соответствующей территории; предоставление испрашиваемого земельного участка для строительства допускается исключительно на торгах.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из содержания оспариваемого документа следует, что Обществу отказано в предварительном согласовании земельного участка в связи с тем, что проект планировки территории не предусматривает размещение в указанном месте офиса.
В оспариваемом отказе Департамента указано также на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ОД-2 (в зоне размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), в которой не предусмотрен вид разрешенного использования "строительство офисного здания".
Однако в подпункте 1 пункта 2 статьи 59 Правил землепользования и застройки города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 (в редакции решения Тюменской городской Думы от 24.06.2010 N 501) поименованы объекты административно-делового назначения, к которым относится офисное здание.
Доказательств того, что офисное здание не относится к объектам административно-делового назначения, Департамент не представил.
В силу статей 65 и 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что оспариваемый отказ, выраженный в письме Департамента от 03.08.2011 N 110803011/10-1, не содержит правового основания принятия им отрицательного решения об отказе Обществу в размещении офисного здания на испрашиваемом земельном участке и нарушает права и законные интересы ООО "Кварц-97" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.01.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2012 по делу N А70-10535/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что в административных центрах субъектов Российской Федерации распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
...
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе земли населенных пунктов), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2012 г. N Ф04-3247/12 по делу N А70-10535/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3247/12
09.04.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1810/12
02.03.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1810/12
19.01.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-10535/11