г. Тюмень |
|
31 августа 2012 г. |
Дело N А67-6020/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области на решение от 30.01.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Афанасьева Е.В.) и постановление от 23.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А67-6020/2011 по заявлению Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (634000, город Томск, переулок Плеханова, 4, ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634050, город Томск, проспект Ленина, 111, 50, ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: унитарное муниципальное предприятие по эксплуатации наружного освещения "Томскгорсвет", общество с ограниченной ответственностью "Горсети", муниципальное бюджетное учреждение "Томский городской центр инвентаризации и учета".
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Якимович Т.Ю.) в заседании участвовали представители: Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - Ловев В.Г. (доверенность от 12.01.2012), Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска - Карагапольцева О.В. (доверенность от 01.02.2012), унитарного муниципального предприятия по эксплуатации наружного освещения "Томскгорсвет" - Симонов А.А. (доверенность от 07.11.2011).
Суд установил:
Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Управление ФАС по Томской области) о признании недействительными решения и предписания от 18.08.2011 по делу N 05-10/69-11.
Решением от 30.01.2012 Арбитражного суда Томской области заявленные Департаментом требования удовлетворены, решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
Постановлением от 23.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ФАС по Томской области, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
В отзывах на кассационную жалобу Департамент и ООО "Горсети", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От других лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением от 18.08.2011 Управления ФАС по Томской области Департамент признан нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем издания приказа от 29.12.2010 N 2076, подпункт 2 пункта 1 которого дает согласие унитарному муниципальному предприятию по эксплуатации наружного освещения "Томскгорсвет" на передачу без проведения торгов в аренду ООО "Горсети" объектов электросетевого хозяйства, являющихся муниципальной собственностью.
На основании указанного решения Управление ФАС по Томской области выдало предписание от 18.08.2011, которым на Департамент возложена обязанность в срок до 10.09.2011 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, отменить подпункт 2 пункта 1 приказа от 29.12.2010 N 2076.
Не согласившись с выводами Управления ФАС по Томской области, Департамент обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 18.08.2011 по делу N 05-10/69-11.
Из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Следовательно, для квалификации действий по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить запрещенные законом действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 13 части 1 статьи 17.1 данного Закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество являются частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Следовательно, положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Горсети" является владельцем сети инженерно-технического обеспечения: сети действующих электроустановок, УМП "Томскгорсвет" принадлежат на праве хозяйственного ведения сети наружного освещения, в том числе светильники, переданные ООО "Горсети" на основании договора аренды от 30.12.2010 N 90.
При этом электрические сети наружного освещения не только связаны (имеют общие точки присоединения) и являются продолжением сетей, входящими в систему электроснабжения ООО "Горсети", но и запитаны от источников питания электроэнергией, находящихся исключительно у ООО "Горсети". Следовательно, в рассматриваемом случае сети наружного освещения входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть наружного освещения функционально зависима от присоединения к электроэнергетической системе ООО "Горсети" и отсутствует техническая возможность использовать сеть наружного освещения вне взаимосвязи от сетей ООО "Горсети".
Учитывая изложенное, суды пришли в выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в данном случае правовых оснований для проведения торгов по передаче в аренду муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства, подпадающих под действие пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 30.01.2012 Арбитражного суда Томской области и постановление от 23.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-6020/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Горсети" является владельцем сети инженерно-технического обеспечения: сети действующих электроустановок, УМП "Томскгорсвет" принадлежат на праве хозяйственного ведения сети наружного освещения, в том числе светильники, переданные ООО "Горсети" на основании договора аренды от 30.12.2010 N 90.
При этом электрические сети наружного освещения не только связаны (имеют общие точки присоединения) и являются продолжением сетей, входящими в систему электроснабжения ООО "Горсети", но и запитаны от источников питания электроэнергией, находящихся исключительно у ООО "Горсети". Следовательно, в рассматриваемом случае сети наружного освещения входят в единую цепь энергоснабжения, где сеть наружного освещения функционально зависима от присоединения к электроэнергетической системе ООО "Горсети" и отсутствует техническая возможность использовать сеть наружного освещения вне взаимосвязи от сетей ООО "Горсети".
Учитывая изложенное, суды пришли в выводу о недоказанности антимонопольным органом наличия в данном случае правовых оснований для проведения торгов по передаче в аренду муниципального имущества - объектов электросетевого хозяйства, подпадающих под действие пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 августа 2012 г. N Ф04-3422/12 по делу N А67-6020/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14347/12
17.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14347/12
31.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3422/12
23.04.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2396/12