г. Тюмень |
|
9 октября 2012 г. |
Дело N А45-13534/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.,
при ведении протокола помощником судьи Володиной Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива "Фиалка" на решение от 02.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судьи Полякова В.А., Емельянова Г.М., Хорошилов А.В.) по делу N А45-13534/2012 по заявлению жилищно-строительного кооператива "Фиалка" (630004, город Новосибирск, Комсомольский проспект, 13-33, ИНН 5407120220, ОГРН 1035403207828) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) об оспаривании нормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Прогресс", муниципальное производственное предприятие "Куйбышевжилкомхоз", общество с ограниченной ответственностью "НовосибВторРесурс", государственное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук", муниципальное бюджетное учреждение "ДЭУ N 3", муниципальное унитарное предприятие "Спецавтохозяйство", общество с ограниченной ответственностью "Полигон", открытое акционерное общество "Тогучинское жилищно-ремонтное предприятие", общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Дорогино", общество с ограниченной ответственностью "ВОДОЛЕЙ", общество с ограниченной ответственностью "Коммунал-сервис", муниципальное унитарное производственное предприятие "Промэнерго", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Полигон", Федеральная служба по тарифам.
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) в заседании участвовали представители: жилищно-строительного кооператива "Фиалка" - председатель кооператива Агеенко В.А. (решение от 17.04.2011) и Новичкова И.А. (доверенность от 13.05.2012); Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. (доверенность от 16.05.2012).
Суд установил:
Жилищно-строительный кооператив "Фиалка" (далее - ЖСК "Фиалка") обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент по тарифам) о признании недействующим пункта 1 приказа от 23.11.2011 N 524-ЖКХ "Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области".
Решением от 02.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных ЖСК "Фиалка" требований отказано. Пункт 1 приказа Департамента по тарифам от 23.11.2011 N 524-ЖКХ "Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области" признан соответствующим статье 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В кассационной жалобе ЖСК "Фиалка", ссылаясь на неправильное применение Арбитражным судом Новосибирской области норм материального и процессуального права, просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить.
В отзывах на кассационную жалобу Федеральная служба по тарифам и Департамент по тарифам, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просят оставить обжалуемый ЖСК "Фиалка" судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От других лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Департаментом по тарифам издан приказ от 27.11.2011 N 524-ЖКХ "Об установлении тарифов на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области", который опубликован в газете "Советская Сибирь" от 16.12.2011 N 238 и на официальном сайте Департамента по тарифам.
Пунктом 1 указанного приказа с 01.01.2012 установлены тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области с календарной разбивкой согласно приложению.
ЖСК "Фиалка", полагая, что пункт 1 приказа от 23.11.2011 N 524-ЖКХ не соответствует части 3 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителя, арбитражный суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого пункта приказа Департамента по тарифам действующему законодательству.
В силу пункта 3 статьи 13 Закона N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьёй 14 названного федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Закона N 210-ФЗ следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, который должен быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.
В пункте 51 Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47, регламентирован порядок регулирования долгосрочных тарифов (в случаях, когда производственная программа организации коммунального комплекса превышает один год), в этом случае на каждый год долгосрочного периода устанавливаются соответствующие тарифы.
Согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учётом утверждённых представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Федеральная служба по тарифам устанавливает по решению Правительства Российской Федерации, а также в определяемые им сроки, предельные индексы максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должно осуществляться с учётом обеспечения установленных предельных индексов.
Из содержания пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ следует, что предельные индексы - устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предельные индексы, устанавливаемые в отношении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, формируются с учётом предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации изменения цен в отраслях экономики на период действия тарифов, а также финансовых потребностей организаций коммунального комплекса для реализации производственной и инвестиционной программ.
Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов), предусмотрен следующий порядок установления предельных индексов (пункт 11):
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Федеральная служба по тарифам России) устанавливает предельный индекс в среднем по субъектам Российской Федерации на основании ежегодно принимаемого решения Правительства Российской Федерации и в установленный Правительством Российской Федерации срок;
орган регулирования субъекта Российской Федерации в течение двадцати дней с даты установления предельного индекса в среднем по соответствующему субъекту Российской Федерации на основании указанного предельного индекса устанавливает предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям.
Согласно пункту 13 Правил регулирования тарифов органы регулирования субъектов Российской Федерации и органы регулирования муниципальных образований в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за месяц до даты окончания текущего периода их действия.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов определено, что процедура рассмотрения органом регулирования дел об установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса включает в себя, в том числе, проверку соблюдения предельных индексов.
Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленным Минэкономразвития России на 2012 год (сценарные условия), было предусмотрено сохранение цен на жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 2012 года на уровне 2011 года.
Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1533-р следует, что Федеральная служба по тарифам до 01.11.2011 должна установить на 2012 год в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов только на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги указанных организаций.
В этой связи Федеральной службой по тарифам на 2012 год не были установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов.
В соответствии с положениями Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают соответствующие тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе без предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.
Следовательно, регулирующими органами могут быть установлены соответствующие тарифы в течение периода их регулирования с календарной разбивкой по сроку их действия.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Департамент по тарифам воспользовался предоставленным ему правом установить соответствующие тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с Законом N 210-ФЗ. Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса с 01.07.2012 не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам указанных тарифов на срок менее одного года.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.07.2012 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13534/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1533-р следует, что Федеральная служба по тарифам до 01.11.2011 должна установить на 2012 год в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов только на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги указанных организаций.
...
В соответствии с положениями Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают соответствующие тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе без предельного индекса, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.
...
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что Департамент по тарифам воспользовался предоставленным ему правом установить соответствующие тарифы на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса на 2012 год с календарной разбивкой в соответствии с Законом N 210-ФЗ. Календарная разбивка тарифов и увеличение тарифов на утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса с 01.07.2012 не свидетельствуют об установлении Департаментом по тарифам указанных тарифов на срок менее одного года."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 октября 2012 г. N Ф04-4304/12 по делу N А45-13534/2012