г. Тюмень |
|
15 октября 2012 г. |
Дело N А45-23409/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Комковой Н.М.
судей Гудыма В.Н.
Клиновой Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Апарин Ю.М.) и постановление от 22.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Мухина И.Н., Стасюк Т.Е., Сухотина В.М.) по делу N А45-23409/2011 по иску негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Бердская автомобильная школа" общероссийской общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к Военному комиссариату Новосибирской области, Министерству обороны Российской Федерации, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 4 216 063 руб.
Суд установил:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Бердская автомобильная школа" Общероссийской общественной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Бердская АШ ДОСААФ) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Военному комиссариату Новосибирской области, Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 4 216 063 руб. расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиками обязанности по компенсации расходов, понесенных истцом в связи с оказанием услуг по подготовке 129 специалистов по военно-учетным специальностям в период с 01 октября 2008 года по 25 июня 2009 года.
Решением от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 22.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, с Российской Федерации в лице Министерства обороны за счет казны Российской Федерации в пользу Бердской АШ ДОСААФ взыскано 4 216 063 руб. расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Минобороны, не согласившись с судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе заявитель сослался на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам, указав, что истцом оказаны услуги по обучению 129 специалистов, суды необоснованно взыскали с ответчика компенсацию расходов по обучению 363 человек, вышли за пределы исковых требований и взыскали стоимость, превышающую стоимость реального обучения в три раза, не приняли во внимание и не дали оценку контррасчету Минобороны. Надлежащим ответчиком по настоящему делу является Военный комиссариат Новосибирской области, на который возложена обязанность по возмещению расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу. В материалы дела не представлены акты, подписанные Военным комиссариатом Новосибирской области, что свидетельствует об отсутствии государственного заказа на подготовку призывников по указанным истцом специальностям.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что Бердская АШ ДОСААФ с 01.10.2008 по 25.06.2009 по заказу Минобороны осуществляла подготовку специалистов по военно-учетным специальностям, что подтверждено требованиями Минобороны, выписками из плана задания, актами проверки подготовки специалистов, оценочными ведомостями, протоколами экзаменационных комиссий и не оспаривается сторонами.
Согласно актам сдачи-приемки услуг от 19.03.2009 N 21, 05.06.2009 N 51, 05.06.2009 N 52, подписанным представителями Военных комиссариатов без замечаний и возражений всего за указанный период истцом оказаны услуги по подготовке 129 специалистов и понесены расходы на общую сумму 4 216 063 руб.
Ссылаясь на неисполнение Военным комиссариатом Новосибирской области и Минобороны обязанностей по возмещению расходов по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, Бердская АШ ДОСААФ обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций исходили из установленного факта оказания истцом услуг и размера расходов, понесенных вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, которые подлежат компенсации государством в силу прямого указания статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление Правительства от 01.12.2004 N 704), пришли к выводу, что ответчиком по исполнению расходных обязательств государства является Российская Федерация в лице главного распорядителя бюджетных средств - Минобороны, которое не представило доказательств, что финансирование на компенсацию расходов по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин за период 2008-2009 годы ему не выделялось или не предусматривалось в федеральном бюджете.
Выводы арбитражных судов о наличии правовых оснований для удовлетворения иска соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 12 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 19.05.2009) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
К основным задачам Минобороны России относятся, в том числе, выработка и проведение государственной политики в области обороны.
Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Минобороны России является государственным заказчиком в области обороны.
В силу подпункта 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Пунктом 2 Постановление Правительства от 01.12.2004 N 704 Министерство обороны Российской Федерации определено государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
Согласно пункту 44 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.05.2001 N 202 "Об утверждении Инструкции о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования" финансирование подготовки граждан по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях осуществляется Министерством обороны Российской Федерации на договорной основе за счет и в пределах средств, утвержденных для Министерства обороны Российской Федерации в федеральном бюджете.
Исходя из положений пунктов 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", главный распорядитель бюджетных средств обязан компенсировать затраты учреждению, поскольку источником для оплаты услуг является казна Российской Федерации.
Обязанность Российской Федерации, в лице ее полномочных органов, по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления услуг по подготовке призывников, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Наличие или отсутствие договорных отношений с органом государственной власти не влияет на обязанность оплатить услуги учреждению, факт оказание которых и их объем ответчиками не оспаривается.
Исходя из изложенного, суды двух инстанций правомерно возложили обязанность по оплате задолженности за оказанные истцом услуги на Минобороны за счет казны Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23409/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Комкова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1, 3, 5, 12 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (ред. от 19.05.2009) "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
...
В силу подпункта 31 пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
...
В соответствии с пунктом 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата.
...
Исходя из положений пунктов 17, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", главный распорядитель бюджетных средств обязан компенсировать затраты учреждению, поскольку источником для оплаты услуг является казна Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 октября 2012 г. N Ф04-4225/12 по делу N А45-23409/2011
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4225/12
22.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3457/12
12.04.2012 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3457/12
01.03.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-23409/11