г. Тюмень |
|
24 октября 2012 г. |
Дело N А45-9629/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 28.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 25.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Кривошеина С.В., Усанина Н.А.) по делу N А45-9629/2012 по заявлению Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (630011, город Новосибирск, проспект Красный, 18, ИНН 5406313420, ОГРН 1055406152889) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании ненормативного правового акта антимонопольного органа.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "СибБиоАква".
С использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) в заседании участвовала представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области - Андреева Т.В. (доверенность от 20.01.2012).
Суд установил:
Департамент ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Управление ФАС по Новосибирской области) о признании недействительным решения от 07.12.2011 по делу N 81.
В качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "СибБиоАква" (далее - ООО "СибБиоАква").
Решением от 28.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное Департаментом требование удовлетворено.
Постановлением от 25.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ФАС по Новосибирской области, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и отсутствие правовых оснований для признания недействительным оспариваемого Департаментом решения антимонопольного органа, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые Управлением ФАС по Новосибирской области судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "СибБиоАква" отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Участвовавшая в судебном заседании представитель Департамента Андреева Т.В. поддержала доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "СибБиоАква" 14.09.2010 обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора пользования водными биологическими ресурсами с целью добычи цист артемии на озере Горькое (Круглое) в окрестностях деревни Владимировка Баганского района Новосибирской области.
Департамент 24.09.2010 отказал в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами, указав на отсутствие у ООО "СибБиоАква" в пользовании рыбопромыслового участка.
ООО "СибБиоАква" 28.03.2010 повторно обратилось в Департамент с аналогичным заявлением, приложив письмо Федерального агентства по рыболовству от 14.12.2011 N 684-АК/У05, содержащее разъяснения по спорному вопросу.
Письмом от 11.04.2011 N 621/31 Департамент вновь отказал ООО "СибБиоАква" в заключении договора пользования водными биологическими ресурсами.
Полагая, что действия Департамента не соответствуют законодательству и направлены на ограничение конкуренции предпринимательской деятельности, ООО "СибБиоАква" обратилось с жалобой в Управление ФАС по Новосибирской области.
Решением Управления ФАС по Новосибирской области от 07.12.2011 действия Департамента, выразившиеся в принятии решений об отказе ООО "СибБиОАква" в заключении договоров пользования водными биологическими ресурсами, признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
При этом Управление ФАС по Новосибирской области пришло к выводу об отсутствии оснований для выдачи Департаменту предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства в связи с включением озера Горькое (Круглое) в окрестностях деревни Владимировка Баганского района Новосибирской области в Перечень рыбопромысловых участков Новосибирской области, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 04.08.2011 N 487, и обоснованностью требования о наличии в пользовании рыбопромыслового участка для заключения договора пользования водными биологическими ресурсами.
Департамент, не согласившись с выводами Управления ФАС по Новосибирской области о наличии в его действиях нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения от 07.12.2011.
Удовлетворяя требования Департамента, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии отказа Департамента требованиям части 2.1 статьи 33.4 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 116-ФЗ) и отсутствии в его действиях нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Из содержания части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции следует, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Согласно части 1 статьи 28 Закона N 166-ФЗ общий допустимый улов водных биоресурсов и виды водных биоресурсов, в отношении которых он устанавливается, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Во исполнение требований указанной статьи Федеральным агентством по рыболовству издан приказ от 09.06.2009 N 484 "Об утверждении Перечня видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов".
Согласно указанному перечню артемия во внутренних водоемах Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна не является видом водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов.
Частью 3.1 статьи 19 Закона N 166-ФЗ предусмотрено, что для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 28 пункта 9 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 18.04.2005 N 225, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет заключение договоров пользования водными биологическими ресурсами, отнесенным к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается.
Из содержания частей 1, 2, 3 статьи 33.3 Закона N 166-ФЗ следует, что по договору о предоставлении рыбопромыслового участка одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов на рыбопромысловом участке.
Договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
Согласно статье 33.4 Закона N 166-ФЗ договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного и прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По договору пользования водными биоресурсами одна сторона - орган государственной власти обязуется предоставить другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю право на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водных объектах и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации право на добычу (вылов) водных биоресурсов возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка, за исключением случаев, если осуществление указанных видов рыболовства допускается без предоставления рыбопромыслового участка.
Договор пользования водными биоресурсами может заключаться по результатам аукциона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 25.08.2008 N 643.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего отношения в области промышленного рыболовства, в частности Перечнем видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства, утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 15.04.2009 N 313, приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.09.2009 N 879, утвердившим Перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, статьями 33.3 и 33.4 Закона N 116-ФЗ, юридическим лицам для промышленного рыболовства необходимо наличие двух договоров, а именно, договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка.
Кроме того, суды двух инстанций обоснованно указали на необходимость предоставления рыбопромыслового участка в соответствии с требованиями части 3 статьи 33.3 Закона N 116-ФЗ, то есть на конкурсной основе. Следовательно, действия ООО "СибБиоАква", направленные на заключение договора на пользование водными биоресурсами при отсутствии договора о предоставлении рыбопромыслового участка, создают этому лицу преимущественное положение по отношению к иным заинтересованным лицам и ограничивают конкуренцию.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.03.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.06.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9629/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 25.08.2008 N 643.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего отношения в области промышленного рыболовства, в частности Перечнем видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства, утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 15.04.2009 N 313, приказом Федерального агентства по рыболовству от 30.09.2009 N 879, утвердившим Перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, статьями 33.3 и 33.4 Закона N 116-ФЗ, юридическим лицам для промышленного рыболовства необходимо наличие двух договоров, а именно, договора пользования водными биоресурсами и договора о предоставлении рыбопромыслового участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2012 г. N Ф04-4535/12 по делу N А45-9629/2012