г. Тюмень |
|
25 октября 2012 г. |
Дело N А46-7378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Григорьева Д.В.
Цыгановой Е.М.
при ведении протокола помощником судьи Белевич В.Ю.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2012 (судья Чернышёв В.И.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-7378/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская мука" (646952, Омская обл., Оконешниковский р-н, с. Крестики, ул. Центральная, 1В, ИНН 5506027165, ОГРН 1025501246320) к администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская обл., Омский р-н, п. Ростовка, 21, ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельных участков; обязании совершить действия.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители: общества с ограниченной ответственностью "Сибирская мука" Малаев А.Е. по доверенности от 16.03.2012; администрации Омского муниципального района Омской области Пономарева С.Д. по доверенности от 10.05.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская мука" (далее - ООО "Сибирская мука", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474 и от 27.12.2011 N 06-03/976, в предоставлении Обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31, 55:20:220201:32, 55:20:220201:33 и обязании Администрации принять решение о предоставлении ООО "Сибирская мука" в собственность за плату следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 55:20:220201:31, площадью 10225 кв. м, назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-в;
- с кадастровым номером 55:20:220201:32, площадью 363 кв. м, назначение объекта: земли населенных пунктов - для общественно-деловых целей (обслуживание здания конторы), местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9;
- с кадастровым номером 55:20:220201:33 площадью 8548 кв. м, назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-е;
обязании Администрации подготовить и направить ООО "Сибирская мука" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31, 55:20:220201:32, 55:20:220201:33.
Заявленные требования мотивированы тем, что непринятие Администрацией решения по предоставлению земельных участков в собственность Общества нарушает права и законные интересы ООО "Сибирская мука", со ссылкой на статьи 28, 29 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 125, 126, часть 1 статьи 198 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012, заявленные требования удовлетворены полностью.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение.
По мнению заявителя, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда являются незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 33, пункт 2 статьи 35, статью 36 ЗК РФ, пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", Администрация указывает, что данными нормами предусмотрено, что при предоставлении прав на землю по упрощенной процедуре, предусмотренной статьей 36 ЗК РФ, необходимо установить размер участка, фактически используемого при эксплуатации сооружения, поскольку только на него распространяется предоставленное законом преимущество.
Заявитель отмечает, что размеры земельного участка, необходимого для использования здания, строения, сооружения, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем объекта.
Администрация считает не соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что площади спорных земельных участков определены компетентными государственными муниципальными органами в тех размерах, которые необходимы для использования расположенных на них объектов недвижимости, согласно землеустроительных дел от 10.05.2006 N N 3698, 3699, 3700.
Заявитель указывает, что площади спорных земельных участков были определены исходя из площади, необходимой для сельскохозяйственного использования общественно-деловых целей, а не для эксплуатации расположенных на земельных участках объектов недвижимости.
Администрация полагает, что права ООО "Сибирская мука" не нарушены отказом Администрации, поскольку Общество обладает правом обратиться в порядке статьи 36 ЗК РФ за предоставлением земельных участков под объектами недвижимости в пределах площади, необходимой для их эксплуатации и определенной в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Представитель Администрации в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель Общества в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, просит оставить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что распоряжениями Главы Омского муниципального образования от 31.03.2006 N 232-р, от 03.04.2006 N 243-р и от 06.04.2006 N 271-р ООО "Сибирская мука" были предоставлены в собственность за плату земельные участки площадью 8 548 кв. м (кадастровый номер 55:20:220201:33), 9 295 кв. м (кадастровый номер 55:20:220201:31) и 363 кв. м (кадастровый номер 55:20:220201:3) для обслуживания объектов недвижимости.
В связи с отсутствием финансовой возможности выкупить названные земельные участки заявитель направил органу местного самоуправления заявление о предоставлении указанных земельных участков в аренду.
По заявлению ООО "Сибирская мука" в отношении указанных земельных участков были заключены три договора аренды, при этом остались неизменными площади участков, необходимые для обслуживания объектов недвижимости, а именно, 10.07.2006 между Омским муниципальным районом (арендодатель) и ООО "Сибирская мука" (арендатор) заключены договоры:
- N АЗ-20-65/2006 земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:31, площадью 9295 кв. м, назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-в, дата регистрации: 25.07.2006, N регистрации 55-55-24/009/2006-373.
- N АЗ-20-66/2006 земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:32 площадью 363 кв. м, назначение объекта: земли населенных пунктов - для общественно деловых целей (обслуживание здания конторы), местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9, дата регистрации: 25.07.2006, N регистрации 55-55-24/009/2006-375.
- N АЗ-20-67/2006, земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:33 площадью 8548 кв. м, назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-е, дата регистрации: 25.07.2006 г., N регистрации 55-55-24/009/2006-374.
Указанные договоры аренды земельных участков зарегистрированы в установленном законом порядке, в настоящее время являются действующими.
Из землеустроительного дела N 3698 от 10.05.2006 по установлению местоположения на местности проектных границ земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:33 видно, что размер земельного участка, переданного ООО "Сибирская мука" в аренду по договору от 10.07.2006 N АЗ-20-67/2006, составляет 8548 кв. м, указанная площадь определена компетентными государственными и муниципальными органами с учетом расположения на этом земельном участке трех самостоятельных зданий, принадлежащих Обществу, и является размером, необходимым (применительно к пункту 3 статьи 33 ЗК РФ) для использования этих зданий.
При этом, именно в соответствии с постановлением Главы Омского муниципального района от 22.08.2005 N 712-п, утвержден проект границ земельного участка площадью 8548 кв. м.
Аналогичным образом установлены на местности проектные границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:31 площадью 10225 кв. м и земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:32 площадью 363 кв. м.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельном участке с кадастровым номером 55:20:220201:31 расположены принадлежащие Обществу на праве собственности здания:
- телятник, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-229, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9Г, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 01/24-3/2004-18, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040709 выдано 24.08.2010.
- коровник панельный, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-070, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9В, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1882, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040711 выдано 24.08.2010.
На земельном участке с кадастровым номером 55:20:220201:32 расположено принадлежащее истцу на праве собственности здание конторы, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-238, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1884, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040708 выдано 24.08.2010.
На земельном участке с кадастровым номером 55:20:220201:33 расположены принадлежащие истцу на праве собственности здания:
- склад кирпичный, кадастровый номер 55-24-3115479, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9Е, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1886, свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 680933 выдано 10.09.2004.
- стоянка для сельхозмашин, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-221, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1883, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040710 выдано 24.08.2010.
- ремонтная мастерская, теплая стоянка, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-234, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9Б, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1886, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040707 выдано 24.08.2010.
ООО "Сибирская мука" 22.07.2011 обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении в порядке статьи 36 ЗК РФ в собственность трех земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33, относящихся к категории земель населенных пунктов, в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, д. Верхний Карбуш.
Решение Администрации об отказе предоставить в собственность испрашиваемые земельные участки выражено в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474 и от 27.12.2011 N 06-03/976.
В качестве оснований отказа в предоставлении Обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33 Администрацией указано на то, что размеры испрашиваемых земельных участков необоснованно превышают размер земли, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости заявителя; земельный участок с кадастровым номером 55:20:220201:32 находится одновременно в двух территориальных зонах, а земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:220201:31 и 55:20:220201:33 расположены в производственной зоне, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса вредности с низкими уровнями шума и загрязнения.
Указывая, что отказ Администрации в предоставлении земельных участков в собственность, изложенный в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474 и от 27.12.2011 N 06-03/976, нарушает права и законные интересы ООО "Сибирская мука", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из того, что основания оспариваемого отказа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Сибирская мука".
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
По пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В пункте 2 статьи 35 ЗК РФ предусмотрено, что площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства; границы устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В абзаце 4 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 24.07.2007 N 212-ФЗ) собственники зданий строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что отказ Администрации в предоставлении в собственность земельных участков, изложенный в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474 и от 27.12.2011 N 06-03/976, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и то, что Администрацией не предоставлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемые ООО "Сибирская мука" земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на приватизацию этих земельных участков, либо испрашиваемые земли зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, исходя из того, что земельные участки сформированы для обслуживания объектов недвижимости Общества в установленном законом порядке и в испрашиваемом размере (распоряжения Главы Омского муниципального образования от 31.03.2006 N 232-р, от 03.04.2006 N 243-р и от 06.04.2006 N 271-р) и в дальнейшем переданы ООО "Сибирская мука" по договорам аренды (N АЗ-20-65/2006, N АЗ-20-66/2006, N АЗ-20-67/2006), арбитражный суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов арбитражным и апелляционным судами не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу N А46-7378/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 24.07.2007 N 212-ФЗ) собственники зданий строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2012 г. N Ф04-5069/12 по делу N А46-7378/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5069/12
13.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5559/12
25.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5559/12
18.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7378/12