город Омск |
|
13 августа 2012 г. |
Дело N А46-7378/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5559/2012) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2012 по делу N А46-7378/2012 (судья Чернышёв В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирская мука" (ОГРН 1025501246320, ИНН 5506027165) к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Пономарева С.Д. по доверенности N 4 от 10.05.2011 сроком действия до 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская мука" - Мерлаков С.П. по доверенности N 55АА 0408591 от 14.02.2012 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская мука" (далее - Общество, ООО "Сибирская мука", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо), в котором просило:
а) признать незаконным выраженный в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474, от 27.12.2011 N 06-03/976 отказ Администрации в предоставлении ООО "Сибирская мука" в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31, 55:20:220201:32, 55:20:220201:33;
б) обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области принять решение о предоставлении ООО "Сибирская мука" в собственность за плату следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 55:20:220201:31, площадью 10225 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-в;
- с кадастровым номером 55:20:220201:32, площадью 363 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов - для общественно-деловых целей (обслуживание здания конторы), местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9;
- с кадастровым номером 55:20:220201:33 площадью 8548 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-е;
в) обязать Администрацию подготовить и направить ООО "Сибирская мука" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31, 55:20:220201:32, 55:20:220201:33.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2012 по делу N А46-7378/2012 требования, заявленные ООО "Сибирская мука", удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что мотивы отказа в предоставлении ООО "Сибирская мука" в собственность испрашиваемых земельных участков, изложенные в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474, от 27.12.2011 N 06-03/976, являются необоснованными, поскольку Администрацией не представлено доказательств того, что размеры испрашиваемых земельных участков превышают размер участков, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости, находящихся в собственности Общества, а нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31, 55:20:220201:32, 55:20:220201:33 в производственной зоне, выделенной для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса вредности, и нахождение земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:32 в двух территориальных зонах (производственной и зоне сельскохозяйственного использования), не является препятствием в предоставлении в собственность за плату испрашиваемых земельных участков, находящихся в аренде у ООО "Сибирская мука".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Администрация указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что площади испрашиваемых спорных земельных участков определены в размерах, необходимых для использования принадлежащих Обществу объектов недвижимости, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:220201:31, 55:20:220201:32, 55:20:220201:33, поскольку согласно землеустроительному делу от 10.05.2006 N 3700, постановлению Главы Омского муниципального района от 22.08.2005 N 710-п, договору аренды от 10.07.2006 NАЗ-20-65/2006, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:31, переданного в аренду обществу, составляет 9 295 кв.м., однако в заявлении от 25.07.2011 N 1708/01-01-17 ООО "Сибирская мука" указывает площадь вышеупомянутого земельного участка, равную 10 225 кв.м., которая превышает площадь ранее предоставленного земельного участка.
По мнению Администрации, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с договорами аренды земельных участков от 10.07.2006 N АЗ-20-65/2006, АЗ20-66/2006, АЗ20-67/2006 спорные земельные участки были предоставлены в аренду для сельскохозяйственного использования и для общественно-деловых целей, а не для использования находящихся на данных участках объектов недвижимости.
Податель жалобы считает, что Общество, требуя предоставить ему в собственность земельные участки, значительно превышающие площади расположенных на них строений, не представило доказательств необходимости использования земельных участков в испрашиваемой площади именно для эксплуатации принадлежащих Обществу объектов недвижимости.
Администрация считает, что судом первой инстанции не была дана оценка расчетам площади спорных земельных участков, произведенные Администрацией в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования по Омской области, утвержденными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса омской области от 30.09.2008 N 22-п.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Сибирская мука"возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Распоряжениями Главы Омского муниципального образования от 31.03.2006 N 232-р, от 03.04.2006 N 243-р, от 06.04.2006 N 271-р ООО "Сибирская мука" были предоставлены в собственность за плату земельные участки площадью 8 548 кв.м. (55:20:220201:33), 9 295 кв.м. (55:20:220201:31), 363 кв.м. (55:20:220201:3) для обслуживания объектов недвижимости.
В связи с отсутствием финансовой возможности выкупить названные земельные участки заявитель направил органу местного самоуправления заявление о предоставлении указанных участков в аренду.
По заявлению ООО "Сибирская мука" в отношении указанных земельных участков были заключены три договора аренды, при этом остались неизменны площади участков, необходимые для обслуживания объектов недвижимости.
В частности, 10.07.2006 между Омским муниципальным районом (арендодатель) и ООО "Сибирская мука" (арендатор) заключены договоры аренды:
- N АЗ-20-65/2006 земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:31, площадью 9295 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-в, дата регистрации: 25.07.2006, N регистрации 55-55-24/009/2006-373.
- N АЗ-20-66/2006 земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:32 площадью 363 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов - для общественно деловых целей (обслуживание здания конторы), местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9, дата регистрации: 25.07.2006, N регистрации 55-55-24/009/2006-375.
- N АЗ-20-67/2006, земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:33 площадью 8548 кв.м., назначение объекта: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования, местоположение: в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, относительно здания коровника, имеющего почтовый адрес: д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, д. 9-е, дата регистрации: 25.07.2006 г.., N регистрации 55-55-24/009/2006-374.
В силу статьи 131, пункта 2 статьи 609, статьи 610, пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные договоры аренды земельных участков зарегистрированы в установленном законом порядке, являются действующими в настоящее время.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельном участке с кадастровым номером 55:20:220201:31, расположены принадлежащие Обществу на праве собственности здания:
- телятник, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-229, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9Г, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N
-01/24-3/2004-18, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040709 выдано 24.08.2010.
- коровник панельный, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-070, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9В, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1882, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040711 выдано 24.08.2010.
На земельном участке с кадастровым номером 55:20:220201:32 расположено принадлежащее истцу на праве собственности здание конторы, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-238, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1884, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040708 выдано 24.08.2010.
На земельном участке с кадастровым номером 55:20:220201:33, расположены принадлежащие истцу на праве собственности здания:
- склад кирпичный, кадастровый номер 55-24-3115479, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9Е, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1886, свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 680933 выдано 10.09.2004.
- стоянка для сельхозмашин, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-221, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1883, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040710 выдано 24.08.2010.
- ремонтная мастерская, теплая стоянка, кадастровый номер 55-55-24/028/2010-234, адрес: Омская область, Омский р-н, д. Верхний Карбуш, ул. Подхоз, 9Б, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.09.2004 сделана запись регистрации N 55-01/24-3/2004-1886, повторное свидетельство о государственной регистрации права серия 55АА N 040707 выдано 24.08.2010.
22.07.2011 ООО "Сибирская мука" обратилось в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о приобретении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность трех земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33, относящихся к категории земель населенных пунктов, в границах Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, д. Верхний Карбуш.
Решение Администрации об отказе предоставить в собственность испрашиваемые земельные участки выражено в письмах Администрации Омского муниципального района Омской области от 08.08.2011 N 06-03/474, от 27.12.2011 N 06-03/976.
В качестве оснований отказа в предоставлении Обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33 Администрацией указано на то, что размеры испрашиваемых земельных участков необоснованно превышают размер земли, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости заявителя; земельный участок с кадастровым номером 55:20:220201:32 находится одновременно в двух территориальных зонах, а земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:220201:31 и 55:20:220201:33 расположены в производственной зоне, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса вредности с низкими уровнями шума и загрязнения.
Полагая, что отказ Администрации в предоставлении земельных участков в собственность, изложенный в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474, от 27.12.2011 N 06-03/976 нарушает права и законные интересы ООО "Сибирская мука", последнее обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
18.05.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Из содержания части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемыми актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит несоответствие оспариваемого отказа действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при этом законность оспариваемого отказа должна доказать Администрация, а факт нарушения прав и законных интересов должен доказывать заявитель. Отсутствие или недоказанность одного из указанных фактов влечет отказ в удовлетворении требований заявителя.
Оценив, в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах деле документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа законодательству.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что граждане и юридические лиц, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Абзац второй данного пункта предусматривает, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Аналогичное положение закреплено в Федеральном законе от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в соответствии с пунктом 3 статьи 28 которого, собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом статьи 20 названного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 названного Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, оспариваемый отказ в предоставлении в собственность Общества за плату земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33 не содержит исключительных случаев такого отказа, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом Администрацией не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемые ООО "Сибирская мука" земельные участки изъяты из оборота, либо федеральным законом установлен запрет на приватизацию этих земельных участков, либо испрашиваемые земли зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.
Решение Администрации об отказе предоставить в собственность испрашиваемые земельные участки, изложенное в письмах от 08.08.2011 N 06-03/474, от 27.12.2011 N 06-03/976, мотивировано тем, что размеры испрашиваемых земельных участков необоснованно превышают размер земли, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости заявителя; земельный участок с кадастровым номером 55:20:220201:32 находится одновременно в двух территориальных зонах, а земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:220201:31 и 55:20:220201:33 расположены в производственной зоне, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса вредности с низкими уровнями шума и загрязнения.
Изложенные выше причины оспариваемого отказа обоснованно были признаны судом первой инстанции не соответствующими действующему законодательству, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Отказывая в предоставлении Обществу в собственность испрашиваемых земельных участков в испрашиваемых площадях на основании того, что Администрация пришла к выводу о том, что размеры испрашиваемых земельных участков необоснованно превышают размер земли, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости заявителя, заинтересованным лицом не было учтено, что в силу пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Из землеустроительного дела N 3698 от 10.05.2006 по установлению местоположения на местности проектных границ земельного участка с кадастровым номером N 55:20:220201:33 усматривается, что размер земельного участка, переданного ООО "Сибирская мука" в аренду по договору от 10.07.2006 N АЗ-20-67/2006, составляет 8548 кв.м., Указанная площадь определена компетентными государственными и муниципальными органами с учетом расположения на этом земельном участке трех самостоятельных зданий, принадлежащих Обществу, и является размером, необходимым (применительно к пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации) для использования этих зданий.
При этом, именно в соответствии с Постановлением Главы Омского муниципального района от 22.08.2005 N 712-п утвержден проект границ земельного участка площадью 8548 кв.м.
Аналогичным образом установлены на местности проектные границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:31, площадью 10225 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:32, площадью 363 кв.м.
При этом площади спорных земельных участков определены в тех размерах, которые необходимы для использования упомянутых объектов недвижимости, расположенных на них (землеустроительные дела от 10.05.2006 N 3700, N 3699), доказательств обратного Администрацией в материалы дела не представлено ни в ходе рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, ни апелляционному суду.
В обоснование правомерности отказа в предоставлении Обществу земельных участков в испрашиваемых размерах по рассматриваемому основанию Администрация в апелляционной жалобе указывает на то, что согласно землеустроительному делу от 10.05.2006 N 3700, постановлению Главы Омского муниципального района от 22.08.2005 N 710-п, договору аренды от 10.07.2006 NАЗ-20-65/2006, площадь земельного участка с кадастровым номером 55:20:220201:31, переданного в аренду Обществу, составляет 9 295 кв.м., однако в заявлении от 25.07.2011 N 1708/01-01-17 ООО "Сибирская мука" указывает иную площадь вышеупомянутого земельного участка, равную 10 225 кв.м., которая превышает площадь ранее предоставленного земельного участка.
Вместе с тем, представитель Общества в судебном заседании апелляционного суда пояснил, что довод о несоответствии площади земельного участка с кадастровым номером 55:20220201:31, указанной в заявлении от 22.07.2011 о предоставлении его в собственность (10 225 кв.м.), размеру земельного участка, указанному в договоре аренды, где площадь указана 9, 295 кв.м, Администрацией в суде первой инстанции заявлен не был.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области подтвердила, что довод о несоответствии размера земельного участка с кадастровым номером 55:20220201:31 в суде первой инстанции не приводился, что подтверждается протоколом судебного заседания от 07.08.2012 по делу N А46- 7378/2012.
В соответствии с пунктом 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые основания, которые не рассматривались в арбитражном суде первой инстанции, в связи с чем довод о том площадь земельного участка с номером 55:20220201:31, равная 10 225 кв.м., не соответствует площади ранее предоставленного Обществу по договору аренды земельного участка, судом апелляционной инстанции не принимается.
Более того, указанное обстоятельство несоответствия площадей не явилось основанием для принятия Администрацией решения об отказа в предоставлении в собственность данного земельного участка, что подтверждается содержание писем 08.08.2011 N 06-03/474, от 27.12.2011 N 06-03/976, при этом Администрацией не оспаривается тот факт, что при обращении Общества с заявлением от 22.07.2011 о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков последним были представлены необходимые кадастровые выписки из ГКН по состоянию на 2011, 2012 годы, в том числе выписка от 16.01.2012 N 55/201/12-177 (т.1 л.д.18-20), согласно которой площадь земельного участка с кадастровым номером 55:20220201:31 равна 10 225 кв.м. и весь земельный участок предоставлен в аренду ООО "Сибирская мука".
Каких - либо возражений, претензий относительно площади указанного земельного участка, предоставленного ООО "Сибирская мука" в аренду Администрацией предъявлено не было, следовательно, несоответствие площади земельного участка с кадастровым номером 55:20220201:31, указанной в выписке из ГКН от 16.01.2012 N 55/201/12-177, площади этого же земельного участка, приведенной в землеустроительном делу от 10.05.2006 N 3700, постановлении Главы Омского муниципального района от 22.08.2005 N 710-п, договору аренды от 10.07.2006 NАЗ-20-65/2006, как следует из объяснения представителя ООО "Сибирская мука", можно считать следствием изменения системы определения координат для поворотных точек.
Доказательств и доводов, опровергающих изложенное, Администрацией не представлено.
При этом материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, тот факт, что в отношении спорного земельного участка повторное межевание не проводилось, границы земельного участка не изменялись.
С учетом приведенных выше обстоятельств являются не состоятельными доводы Администрации о том, что размеры испрашиваемых земельных участков не обоснованны и превышают размер, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости, находящихся в собственности заявителя. При этом Администрацией не представлено достоверных доказательств невозможности предоставления обществу в собственность земельных участков в испрашиваемых размерах.
По убеждению суда апелляционной инстанции, является несостоятельным довод заинтересованного лица о том, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 55:20:220201:32 не может быть предоставлен заявителю в собственность в связи с нахождением участка одновременно в двух территориальных зонах.
Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Из кадастрового паспорта от 22.02.2011 N 5520/202/11-512 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:220201:32 поставлен на кадастровый учет в 2006 году, как и земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:220201:31 (выписка из ГКН от 14.07.2011), 55:20:220201:33. (выписка из ГКН от 14.07.2011).
Правила землепользования и застройки Троицкого сельского поселения, регулирующие землепользование и застройку на основе градостроительного зонирования, утверждены решением Совета Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.12.2009 N 47.
Следовательно, формирование спорных земельного участка произведено до установления границ территориальных зон Троицкого сельского поселения и градостроительных регламентов.
Кроме этого, не имеется установленных федеральным законом ограничений на предоставление в собственность земельного участка, находящегося в двух территориальных зонах и земельных участков, находящихся в производственной зоне, которая выделена для обеспечения правовых условий формирования предприятий, производств и объектов V класса вредности с низкими уровнями шума и загрязнения.
При этом в силу пункта 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Разрешенное использование (для сельскохозяйственного использования) спорных земельных участков указано в договорах аренды земельных участков, заключенных между заинтересованным лицом (арендодатель) и заявителем (арендатор) в 2006 году и соответствует фактическому использованию спорных земельных участков (сельскохозяйственное использование) на момент утверждения Правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения (2009 год).
В пункте 2 Правил землепользования и застройки Троицкого сельского поселения указано, что целью введения системы регулирования землепользования и застройки, основанной на градостроительном зонировании, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства на территории населенных пунктов.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. Кроме того, в указанном пункте обращается внимание на то, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2007 N 212-ФЗ) собственники зданий строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие договоров аренды N АЗ-20-65/2006,N АЗ-20-66/2006, N АЗ-20-67/2006 подтверждает также то обстоятельство, что спорные земельные участки были сформирован в установленном законом порядке (определение границ, согласование их со смежными землепользователями, постановка на государственный кадастровый учет и пр.) для использования Обществом под принадлежащими ему объектами недвижимости.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В нарушение названной нормы, а также части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Администрацией не доказано, что испрашиваемые площади спорных земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33 определены в большем размере, чем заняты принадлежащими Обществу на праве собственности объектами недвижимости и необходима для их эксплуатации.
Суд апелляционной инстанции также обращает внимание на непредставление Администрацией доказательств наличия на спорных земельных участков объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности (или ином праве) иным лицам, что могло бы препятствовать их предоставлению заявителю в испрашиваемом размере
Таким образом, заявителем соблюдены все необходимые требования, в связи с чем, непринятие решения о предоставлении обществу в собственность земельных участков, является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Сибирская мука", подлежащие судебной защите.
С учетом изложенного законные основания для отказа заявителю в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:220201:31; 55:20:220201:32; 55:20:220201:33 в собственность за плату у Администрации отсутствовали, что повлекло правомерное удовлетворение судом первой инстанции заявленных ООО "Сибирская мука" требований в полном объеме.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные ООО "Сибирская мука" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2012 по делу N А46-7378/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7378/2012
Истец: ООО "Сибирская мука"
Ответчик: Администрация Омского муниципального района Омской области
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5069/12
13.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5559/12
25.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5559/12
18.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7378/12