г. Тюмень |
|
25 октября 2012 г. |
Дело N А70-9596/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 25 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области на решение от 27.04.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 25.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-9596/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "ОЛАЛ" (625003, город Тюмень, улица Кирова, 18/1, ИНН 7202050550, ОГРН 1027200851754) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, город Москва, Орликов переулок, 10, строение 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконным решения Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Тюменской области от 25.08.2011 N 72/11-36892 в части отказа в учёте изменений объекта недвижимости по основанию отсутствия согласования местоположения границ земельного участка;
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Водопроводная, 38, ИНН 7202198042, ОГРН 1097232017574) и Департаменту лесного комплекса Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, 34, 1, ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831) об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:272 и земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 по координатам т.1, т.2, т.3, т.4, т.5, т.21, т.22, т.13, т.14, т.15, т.23, т.24, т.25, т.26, т.27, т.20 в соответствии с планом границ земельного участка, выполненного при производстве экспертного исследования общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сфера-Т" (приложения 21 и 22 экспертного заключения от 28.02.2012).
Другое лицо, участвующее в деле: Департамент земельных ресурсов администрации города Тюмени.
В заседании приняли участие представители:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Долганова О.Л. по доверенности от 09.10.2012 N 116/01-Д;
от общества с ограниченной ответственностью фирма "ОЛАЛ" - Макаров И.В. по доверенности от 22.05.2012.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма "ОЛАЛ" (далее - ООО фирма "ОЛАЛ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Тюменской области (далее - ФБУ "КП" по Тюменской области, ответчик) о признании незаконным решения от 25.08.2011 N 72/11-36892 ФБУ "КП" по Тюменской области в части отказа в учёте изменений объекта недвижимости по основанию отсутствия согласования местоположения границ земельного участка и об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:272 и земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "ТОПОПЛАН" (далее - ООО "ТОПОПЛАН"): от т. 3 до т. Н2 и от т. Н8 до т. Н10.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее - ТУ Росимущества в Тюменской области), Департамент земельных ресурсов администрации города Тюмени.
Определением суда от 26.10.2011 ответчик по второму требованию заменён на ТУ Росимущества в Тюменской области.
Определением суда от 11.11.2011 вторым ответчиком по требованию общества об установлении смежной границы между земельными участками привлечён Департамент лесного комплекса Тюменской области.
Протокольным определением от 25.04.2011 ответчик - ФБУ "КП" по Тюменской области заменён в порядке процессуального правопреемства на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", филиал учреждения по Тюменской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области).
После проведения землеустроительной экспертизы по делу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил заявленные требования, сформулировав их в окончательной редакции следующим образом:
- к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области о признании незаконным решения N 72/11-36892 от 25.08.2011 ФБУ "КП" по Тюменской области в части отказа в учёте изменений объекта недвижимости по основанию отсутствия согласования местоположения границ земельного участка;
- к ТУ Росимущества в Тюменской области и к Департаменту лесного комплекса Тюменской области об установлении смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:272 и земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 по координатам т.1, т.2, т.3, т.4, т.5, т.21, т.22, т.13, т.14, т.15, т.23, т.24, т.25, т.26, т.27, т.20 в соответствии с планом границ земельного участка, выполненного при производстве экспертного исследования общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Сфера-Т" (далее - Научно-производственная фирма "Сфера-Т") (приложения 21 и 22 экспертного заключения от 28.02.2012).
Решением от 27.04.2012 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования к ТУ Росимущества в Тюменской области удовлетворены в части установления смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:272 и земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 по координатам от т.21 до т.22 и от т.23, через т.24, т.25, т.26, до т.27 в соответствии с планом границ земельного участка (приложение 21 от 22.03.2012) и ведомостью 4 координат углов землепользования и вычисления площади участка (приложение 22 от 22.03.2012) экспертного заключения ООО "Научно-производственная фирма "Сфера-Т" от 28.02.2012. С ТУ Росимущества в Тюменской области в пользу ООО фирма "ОЛАЛ" взысканы судебные расходы в сумме 80 531 руб. (половина уплаченной за экспертизу суммы).
В удовлетворении остальной части исковых требований к ТУ Росимущества в Тюменской области отказано.
В удовлетворении требований к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области о признании незаконным решения от 25.08.2011 N 72/11-36892 ФБУ "КП" по Тюменской области в части отказа в учёте изменений объекта недвижимости по основанию отсутствия согласования местоположения границ земельного участка, а также к Департаменту лесного комплекса Тюменской области об установлении смежной границы между земельными участками отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО фирма "ОЛАЛ" в полном объёме.
В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции необоснованно не была принята в качестве доказательства карта-схема наложения земельных участков, представленная в материалы дела Департаментом лесного комплекса Тюменской области, отмечает, что определение границ лесного участка осуществляется в ходе работ по лесоустройству.
Кассатор полагает, что отсутствие данных государственного кадастрового учёта по данному лесному участку не может само по себе свидетельствовать об отсутствии определённых установленных границ лесного участка.
Считает, поскольку в свидетельство о праве собственности Российской Федерации на лесной участок не было внесено изменений об изменении категории части лесного участка, перевод земель лесного фонда в земли населённых пунктов завершён не был и не считается состоявшимся. Более того, изменение категории земель лесного фонда на земли населённых пунктов не изменяет право собственности Российской Федерации на земельный участок.
Кроме того отмечает, что судами первой и апелляционной инстанций сделан ошибочный вывод о том, что пересечение границы земельного участка заявителя с земельным участком лесного фонда отсутствует, поскольку смежной границей является установленная черта населённого пункта город Тюмень.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области в отзыве на кассационную жалобу, не приводя доводов против жалобы, просит оставить решение от 27.04.2012 и постановление от 25.07.2012 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества по Тюменской области поддержал доводы, приведённые в кассационной жалобе, а представитель ООО фирма "ОЛАЛ" отклонил их по мотивам, изложенным в отзыве на неё.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО фирма "ОЛАЛ" на праве бессрочного постоянного пользования принадлежит земельный участок площадью 14 523,53 кв. м по адресу: Тюменская область, Тюменский район, посёлок Утешево, промзона, база, земельный участок б/н, о чем 14.12.1999 выдано свидетельство серии 72 НВ N 536173.
По заказу заявителя ООО "ТОПОПЛАН" был изготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границы земельного участка и его площади.
В целях согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:06020016:272, который принадлежит обществу, межевой план направлялся кадастровым инженером в ТУ Росимущества в Тюменской области, Тюменский филиал государственного учреждения Тюменской области "Тюменьлес" и Департамент лесного комплекса Тюменской области.
В соответствии с заключением Тюменского филиала Государственного учреждения Тюменской области "Тюменьлес" от 25.01.2011 земельный участок общества имеет категорию - прочие земли и к гослесфонду не относится.
Согласно письму Департамента лесного комплекса Тюменской области от 21.02.2011 N 08/0488-11 земельный участок общества имеет частичное наложение на выделы 5, 11, 49 квартала 2 Тюменского лесхоза, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации в соответствии со свидетельством от 23.04.2010 N 72 НЛ 731985 с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039, в связи с чем в согласовании границ земельного участка обществу было отказано.
В соответствии с письмом ТУ Росимущества в Тюменской области от 05.03.2011 N 1109/03 согласование местоположения границ земельного участка не представляется возможным по причине заключения Департамента лесного комплекса Тюменской области от 21.02.2011.
На запрос общества от 21.03.2011 Департамент градостроительной политики администрации города Тюмени письмом от 01.04.2011 N 17-1546 сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0602001:272 в соответствии с генеральным планом городского округа город Тюмень, утверждённым решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9, расположен в границах населённого пункта город Тюмень.
На запрос заявителя Департамент земельных ресурсов администрации города Тюмени письмом от 14.10.2011 N 14-06-14339 сообщил, что при постановке на государственный кадастровый учёт границы муниципального образования городской округ город Тюмень частичного наложения на земли лесного фонда в районе земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:272 не выявлено.
Общество 21.07.2011 обратилось в ФБУ "КП" по Тюменской области с заявлением о внесении изменений в сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0602001:272 в связи с уточнением местоположения его границы и площади с приложением межевого плана, подготовленного ООО "ТОПОПЛАН".
Решением от 25.08.2011 N 72/11-36892 ФБУ "КП" по Тюменской области в учёте изменений объекта недвижимости заявителю было отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по следующим причинам:
- имеются обоснованные возражения в согласовании местоположения границы земельного участка, которые могут быть сняты либо путём проведения повторного согласования местоположения границы (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров;
- конфигурация земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:272, полученная по представленным в реквизите 1 раздела "сведения об образуемых земельных участках и их частях" координатам не соответствует конфигурации земельного участка, представленной в графической части межевого плана;
- границы уточняемого земельного участка, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы контуров 34 и 30 земельного участка с кадастровым номером 72:17:0602001:579 (площадь земельного участка уточнённая).
В связи с указанным решением межевой план был возвращён заявителю с предложением, устранить данные замечания.
Полагая, что указанное решение в части отказа в учёте изменений объекта недвижимости по основанию отсутствия согласования местоположения границ земельного участка, не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку орган кадастрового учёта имел возможность самостоятельно выяснить правомерность отказа смежных землепользователей от согласования местоположения границ земельного участка и по результатам проверки утвердить межевой план, ООО фирма "ОЛАЛ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Общество также просило установить смежную границу между земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:272 и земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 по координатам т. 1, т. 2, т. 3, т. 4, т. 5, т. 21, т. 22, т. 13, т. 14, т. 15, т. 23, т. 24, т. 25, т. 26, т. 27, т. 20 в соответствии с планом границ земельного участка, выполненным при производстве экспертного исследования ООО "Научно-производственная фирма "Сфера-Т" (приложения 21 и 22 экспертного заключения от 28.02.2012) (с учётом уточнения требований заявителем).
Суд, исследовав и оценив обстоятельства возникшего спора, применив положения статей 22, 27, 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007), статей 5, 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21.12.2004), статей 64, 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 7, 8, 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) установил, что в соответствии с кадастровой выпиской от 24.02.2012 о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:0039 N 7200/201/12-23835 граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, исходя из того, что эксперт в рамках экспертного заключения пришёл к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0602001:272 вошёл в границы города Тюмени при утверждении генерального плана и не имеет пересечений с границами лесного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:39, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности, частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Выводы судебных инстанций соответствуют закону и материалам дела.
На основании части 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 земельные участки, расположенные в границах населённых пунктов, подлежат отнесению к землям населённых пунктов.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Из положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населённого пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учёта документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьёй 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Тюменской городской думы от 27.03.2008 N 9 утверждён генеральный план городского округа город Тюмень.
Согласно данному решению и разделу 2 Закона Тюменской области от 04.11.1996 N 53 "Об административно-территориальном устройстве Тюменской области" земельный участок общества вошёл в границы населённого пункта город Тюмень, в связи с чем изменилось его адресное описание: Тюменская область, г. Тюмень, с. Утешево, промзона, база, земельный участок б/н.
Данное решение в установленном порядке не изменено, не оспорено и не признано недействующим.
В силу пункта 1 статьи 84 ЗК РФ черта поселения - это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения.
Пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ установлено, что границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий, как предусмотрено пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
Правильно применив к спорным правоотношениям перечисленные нормы права, оценив представленные по делу доказательства в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0602001:272 был включён в черту населённого пункта город Тюмень. Исходя из экспертного заключения (приложение 22 от 22.03.2012), учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0602001:272 граничит с другими земельными участками и пересечение между ними отсутствует, правомерно удовлетворил исковые требования в части установления смежной границы между земельным участком с кадастровым номером 72:17:0602001:272 и земельным участком с кадастровым (условным) номером 72:17:0000000:0039 по координатам от т. 21 до т. 22 и от т. 23, через т. 24, т. 25, т. 26, до т. 27 в соответствии с планом границ земельного участка (приложение 21 от 22.03.2012) и ведомостью 4 координат углов землепользования и вычисления площади участка.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, правомерно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. По существу они сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.04.2012 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 25.07.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9596/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно данному решению и разделу 2 Закона Тюменской области от 04.11.1996 N 53 "Об административно-территориальном устройстве Тюменской области" земельный участок общества вошёл в границы населённого пункта город Тюмень, в связи с чем изменилось его адресное описание: Тюменская область, г. Тюмень, с. Утешево, промзона, база, земельный участок б/н.
Данное решение в установленном порядке не изменено, не оспорено и не признано недействующим.
В силу пункта 1 статьи 84 ЗК РФ черта поселения - это внешняя граница земель, используемых и предназначенных для застройки и развития поселения.
Пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ установлено, что границы городских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий, как предусмотрено пунктом 2 статьи 83 ЗК РФ.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2012 г. N Ф04-5085/12 по делу N А70-9596/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16416/12
30.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16416/12
25.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5085/12
25.07.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4900/12
04.06.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4900/12
27.04.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-9596/11