г. Тюмень |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А75-3430/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Маняшиной В.П.
Новоселова В.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на постановление от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А75-3430/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (629828, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, поселок Вынгапуровский, улица Ленина, 10, ИНН 8905031779, ОГРН 1038900944180) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Тюменская область, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании предписания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 331-ОК/16 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, административный орган) об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением от 15.06.2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Административный орган считает, что общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров в соответствии с требованиями законодательства, тем самым нарушило требования пункта 74 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), пунктов 1.6 раздела 1 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, (утвержденных приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67) (далее - Положение о рекультивации земель), статей 21, 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Подробно доводы управления изложены в отзыве.
Общество возражает против доводов кассационной жалобы управления согласно отзыву.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении общества проведена плановая документарная проверка, в результате которой административный орган пришел к выводу о нарушении обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований путем захоронения отходов бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованных в процессе обустройства куста скважины N 339 Вынгапурского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства
Результаты проверки оформлены актом от 23.12.2011 N 392.
Управлением в адрес общества выдано предписание от 23.12.2011 N 331-ОК/16 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 339) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Общество, полагая, что предписание не соответствуют закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции согласился с доводами управления о том, что общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров в соответствии с требованиями законодательства, чем нарушило требования статей 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 12 Закона об отходах, пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил, что захоронение отходов бурения в шламовых амбарах, в рассматриваемом случае, произведено без нарушений требований действующего законодательства. Выводы административного органа и суда первой инстанции о том, что общество допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте, и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, административным органом выявлено нарушение природоохранного законодательства, выразившегося в невыполнении обществом мероприятий по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов при захоронении отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 339 Вынгапуровского лицензионного участка.
Сопоставляя содержание акта от 23.11.2011 N 392 и оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции установил, что требование управления о рекультивации земельного участка касается только необходимости ликвидации шламовых амбаров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона об охране окружающей среды размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления (также их хранение и захоронение) в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Законе об отходах.
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права закреплена в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - РД 39-133-94).
Согласно разделу 5 РД 51-1-96 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в том числе сероводородсодержащих" предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Судом апелляционной инстанции установлено и не опровергнуто управлением, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах производилось в соответствии с проектами по обустройству куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения. В ходе ликвидации шламового амбара отходы (буровой шлам) обезвреживались методом отверждения цементным раствором.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения (в том числе по сооружению шламовых амбаров) требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается представленными в дело заключениями государственной экспертизы от N 1559 от 21.07.2003 (в дополнение к экспертному заключению N 148 от 28.01.2003), N 303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что шламовые амбары на спорном кусте поставлены на учет Департаментом экологии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в региональный реестр объектов размещения отходов как объекты размещения отходов. Состояние данных амбаров указано как "выведенные из эксплуатации, рекультивированные".
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обществом были представлены документально подтвержденные доказательства проведения мероприятий по рекультивации шламовых амбаров в соответствии с условиями проектной документации.
При указанных обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о несоответствии выводов суда первой инстанции и административного органа о допущении обществом захоронения отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте, неосуществлении ликвидации шламовых амбаров обстоятельствам дела и представленным доказательствам, правомерны.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, сделанных при правильном применении норм материального и процессуального права и правильной оценке обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 21.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3430/2012 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права закреплена в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф04-5723/12 по делу N А75-3430/2012
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5723/12
21.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6747/12
26.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6747/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3430/12