город Омск |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А75-3430/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6747/2012) общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3430/2012 (судья Шабанова Д.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (ОГРН 1038900944180, ИНН 8905031779)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089)
о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 331-ОК/16
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-мансийскому автономному округу - Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" (далее - ООО "Заполярнефть", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора) о признании недействительным предписания от 23.12.2011 N 331-ОК/16 об устранении нарушений законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3430/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что Общество допустило нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовом амбаре отходов бурения (бурового шлама), при этом, суд первой инстанции исходил из того, что шламовый амбар не отвечает требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к объектам захоронения опасных производственных отходов. Также суд первой инстанции, принимая решение, исходил из того, что Общество не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, чем нарушило пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Заполярнефть" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам, просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3430/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указало следующее:
- "Инструкцией по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше. РД 39-133-94", утвержденной Роскомнедрами 28.12.1993, РАО "Газпром" 18.01.1994, ГП "Роснефть" 04.01.1994, предусмотрена технология захоронения бурового шлама в шламовых амбарах;
- на куст N 339 Вынгапуровского месторождения нефти оформлена соответствующая проектная документация, получившая соответствующее положительное заключение государственной экспертизы, которой предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбрах.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
От ООО "Заполярнефть" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лица, участвующего в деле. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприроднадзора в соответствии с приказами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу N 658 от 21.11.2011 и N 649 от 17.11.2011 в отношении ООО "Заполярнефть" проведена плановая документарная проверка.
В результате проверки установлено, что общество в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований разместило путем захоронения отходы бурения 4 класса опасности (буровой шлам), образованные в процессе обустройства кустовой площадке N 339 Вынгапурского месторождения, на объектах, которые не являются специально оборудованными сооружениями и не соответствуют установленным требованиям природоохранного законодательства, предъявляемым к объектам захоронения отходов производства и потребления, а именно в шламовых амбарах кустовой площадке N 339 Вынгапурского месторождения нефти.
Итоги проверки были отражены в акте N 392 от 23.12.2011 (т. 2 л.д. 80-123).
По окончании проверки ООО "Заполярнефть" выдано предписание N 331-ОК/16 от 23.12.2011 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды (т. 1 л.д. 40), которым обществу предписано в срок до 17.09.2012 провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 339) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров).
Полагая, что данное предписание не соответствуют закону и нарушает права общества, ООО "Заполярнефть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
15.06.2012 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
В рассматриваемом случае административный орган пришел к выводу о нарушении Обществом статей 34, пункта 2 статьи 39, пункта 2 статьи 46, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 3, 12 Федерального закона от 24.06.1996 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 1, 6 раздела 1 Положения о рекультивации земель, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 N 525/67 "Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы".
Суд первой инстанции выводы Управления признал правомерными.
Между тем, суд апелляционной инстанции правовую позицию административного органа и суда первой инстанции находит ошибочной, выводы административного органа о нарушении Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего законодательства в результате захоронения в шламовых амбарах отходов бурения (бурового шлама) признает необоснованными.
Прежде всего, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Так, как было указано выше, в оспариваемом предписании от 23.12.2011 N 331-ОК/16 Управление, указывая на нарушение Обществом вышеперечисленных требований законодательства, предписало заявителю "Провести рекультивацию земельного участка (на котором расположены шламовые амбары с привязкой к кустовой площадке 339) в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с ликвидацией объектов размещения отходов (шламовых амбаров)".
Как следует из содержания оспариваемого предписания, оно вынесено административным органом на основании акта проверки от 23.12.2011 N 392.
Проанализировав содержание акта от 23.12.2011 N 392, суд апелляционной инстанции установил, что фактически административный орган выявил единственное нарушение природоохранного законодательства - Общество не выполнило мероприятия по очистке рекультивируемой территории от производственных отходов, захоронение отходов в шламовых амбарах в районе кустовой площадки N 339 Вынгапуровского лицензионного участка.
Таким образом, сопоставляя содержание акта от 23.12.2011 N 392 и оспариваемого предписания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование Управления о рекультивации земельного участка касается только необходимости ликвидации шламовых амбаров.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, оценив доводы сторон, апелляционный суд считает, что оспариваемое предписание, в котором Общество административный орган обязал устранить описанное выше нарушение природоохранного законодательства, является незаконным. При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу пункта 1 статьи 46 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Пунктами 1, 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичная норма права также закреплена и в пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов (то есть, в том числе требования к объектам захоронения отходов): их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, которые распространяются на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Из указанных норм следует, что лицо, в процессе деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать установленные требования к размещению отходов, а также к объектам размещения отходов, в том числе осуществить создание объекта размещения отходов на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; произвести определение места строительства таких объектов на основе специальных исследований при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; внести объекты размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
При этом, размещение отходов является собирательным понятием и включает в себя как хранение, так и захоронение отходов.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, подтверждается материалами дела и заявителем не отрицается, что Общество осуществило захоронение отходов бурения в шламовых амбарах.
Технология по захоронению отходов бурения в шламовом амбаре предусмотрена РД 39-133-94 "Инструкции по охране окружающей среды при строительстве скважин на нефть и газ на суше" (далее - РД 39-133-94).
Так, в разделе 5 РД 51-1-96 предусмотрены Мероприятия по охране окружающей среды при сборе, хранении, очистке и обезвреживании отходов, согласно которым если не предусматривается безамбарный способ бурения с централизованным вывозом отходов, осуществляется разделение и детоксикация отходов на территории скважины. Для накопления, обезвреживания и захоронения малотоксичных отходов сооружается шламовый амбар, в котором осуществляется, разделение твердой и жидкой фаз, после отстоя - откачка осветленной части шлама с "пленкой" остаточных нефтепродуктов, отверждение.
Таким образом, вывод Управления о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность захоронения отходов бурения в шламовых амбарах, не основан на нормах действующего законодательства.
Следовательно, размещение Обществом отходов в шламовых амбарах не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Более того, апелляционным судом установлено, что захоронение бурового шлама в шламовых амбарах предусмотрено соответствующей проектной документацией на кустовые площадки Вынгапуровского месторождения нефти.
Так, в материалах дела имеются выдержки из рабочих проектов по обустройству куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения:
- выдержка из Проекта "Обустройство Вынгапуровского месторождения. III очередь" (комплекс N 6750), в соответствии с которым осуществлялось строительство скважин куста N339 Вынгапуровского месторождения;
- выдержка из Проекта "Обустройство четвертой очереди дополнительных скважин Вынгапуровского месторождения" (комплекс N 7415), в соответствии с которым осуществлялось строительство дополнительных скважин куста N 339 Вынгапуровского месторождения.
Указанная проектная документация разработана в соответствии с требованиями Инструкции РД 39-133-94, требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к объектам размещения отходов.
Соответствие принятых технических решений по обустройству куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения (в том числе и по сооружению шламовых амбаров), требованиям природоохранного законодательства, законодательства об охране окружающей среды подтверждается также положительными заключениями государственной экспертизы N 1559 от 21.07.2003 (в дополнение к э/з N148 от 28.01.2003), N303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008.
Суд в решении указал на предоставление Обществом Заключения государственной экспертизы N 580 от 20.09.2012 на проект N 6750. При этом отмечает, что ссылки на указанное Заключение несостоятельны, так как экспертная комиссия рассматривала данный проект только в части строительства объектов на территории Пуровского района (ЯНАО).
Однако, на проектную документацию, комплекс N 6750 имеется также Заключение N 1559 от 21.07.2003 г. (в дополнение к э/з N148 от 28.01.2003), экспертная комиссия при составлении которого рассматривала данную проектную документацию в части строительства объектов на территории Нижневартовского района ХМАО (в том числе и в части обустройства куста скважин N339 Вынгапуровского месторождения).
В соответствии с заключением N 303-08/ЕГЭ-0330/02 от 01.09.2008 на проектную документацию N 7415, в соответствии с которым также осуществлялось строительство скважин куста N 339 Вынгапуровского месторождения. При этом указанное Заключение является комплексным, при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации требованиям действующего законодательства проводилась как на объекты строящиеся на территории ЯНАО, так и ХМАО-Югры, Нижневартовский район.
Кроме того, в соответствии с п. 1.2 Книги 2 Тома 3 Проекта N 7415 проектная документация N 7415 разрабатывалась на основании проекта N 6750: "Строительство объектов обустройства на месторождении осуществлялось и осуществляется в соответствии с ранее разработанной проектной документацией:... Заказ 6750 "Обустройство Вынгапуровского месторождения. III очередь".
Таким образом, сведения, составляющие содержание проекта N 7415 аналогичны сведениям, содержащимся в проекте N 6750; выводы экспертных комиссий, рассматривающих указанную проектную документацию, также аналогичны.
В рамках проведённых государственных экспертиз проектной документации N 6750, N 7415, в соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, п.25 Раздела II Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, произведена оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Согласно п. 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415, как следует из содержания Проекта N 6750, при строительстве кустов скважин (оснований кустов и одиночных скважин) предусмотрено устройство шламовых амбаров траншейного типа. Шламовые амбары предназначены для сбора отработанного бурового раствора, сточных вод и шлама при бурении и освоении скважин, отстоя жидкой фазы отходов бурения с целью ее утилизации, а также захоронения неутилизированных отходов бурения.
В связи с чем, проектными решениями предусмотрено захоронение неутилизированного обезвреженного бурового шлама, что не соответствует выводу суда о том, что шламовый амбар - это сооружение для временного хранения бурового шлама.
Решение о необходимости сооружения шламовых амбаров куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения, конструкция шламовых амбаров приняты с учетом геологических, гидрологических условий и рельефа местности с надёжной гидроизоляцией (п. 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415). Проектные решения по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов приняты с учетом инженерно-геологических и природных условий и направлены на снижение ущерба, наносимого окружающей среде строительством и эксплуатацией запроектированных объектов (п. 7 Тома 7 Проекта N 6750), что соответствует требованиям п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", так как определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415, Тома 7 Проекта N 6750 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения, а именно:
- шламовые амбары запроектированы из расчета 800 мЗ на скважину (согласно проекту N 741 5); на 9 скважин куста N 339 запроектирован объем шламовых амбаров - 8160 мЗ (согласно проекту N 6750);
- на площадке куста скважин N 339, расположенных на болотах 1 типа, предусмотрено вытрофирование из под насыпи на полную глубину болота до минерального дна со складирование вынутого торфа, с последующим использованием для укрепительных и рекультивационных работ;
- предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем;
- предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта;
- для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1.25 м (согласно проекту N 7415).
Обозначенными Заключениями государственной экологической экспертизы предусмотрено захоронение бурового шлама в шламовых амбарах, определены работы по ликвидации и рекультивации шламовых амбаров.
Согласно пункту 1 статьи 37 Закона N 37- ФЗ строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.
В п. 5.4 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415, Тома 7 Проекта N 6750 предусмотрены решения по устройству шламовых амбаров куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения, а именно: шламовые амбары запроектированы из расчета 800 мЗ на скважину (согласно проекту N 741 5); на 9 скважин куста N 339 запроектирован объем шламовых амбаров - 8160 мЗ (согласно проекту N 6750); на площадке куста скважин N 339, расположенных на болотах 1 типа, предусмотрено вытрофирование из под насыпи на полную глубину болота до минерального дна со складирование вынутого торфа, с последующим использованием для укрепительных и рекультивационных работ; предусмотрена гидроизоляция дна и стенок шламовых амбаров высокопрочной полиэтиленовой пленкой и геотекстилем; предусмотрено обвалование шламовых амбаров с внешней стороны из привозного песчаного грунта; для обеспечения безопасности по всему периметру шламовых амбаров предусмотрено устройство сборно-разборного ограждения высотой 1.25 м (согласно проекту N 7415).
В связи с тем, что шламовые амбары куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения, внесенные в реестр объектов размещения отходов, в количестве 3 объектов являлись действующими по состоянию на 2010 год и (выписка из регионального реестра объектов размещения отходов, предоставленная Департаментом экологии ХМАО-Югры (письмо, исх.N 4351/11 от 11.11.2011) Обществом оформлены лимиты на размещение отходов, в том числе и на размещение бурового шлама в шламовых амбарах куста скважин N 339.
Так, у Общества имеется утвержденный Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 03-1/2773 от 29.06.2011, в соответствии со строками N N 16, 17, 18 которого, буровой шлам (отход 4 класса опасности) подлежит размещению в шламонакопителях (шламовых амбарах) куста N 339 Вынгапуровского месторождения.
Таким образом, Общество осуществляло размещение отходов бурения (захоронение бурового шлама) в шламовых амбарах куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения на основании утвержденных уполномоченными государственными органами документов, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Проектной документацией, представленной Обществом в материалы дела предусмотрены мероприятия по ликвидации шламовых амбаров куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения, а также проведение технологического и биологического этапов рекультивации нарушенных земель.
Так, в соответствии с п. 5.5 Книги 4 Тома 1 Проекта N 7415 шламовые амбары с оставшимися в них отходами бурения являются потенциальными загрязнителями окружающей природной среды. Проектной документацией N 6750, N 7415 предусматривается их ликвидация, а земельный участок подлежит рекультивации.
Работы по ликвидации шламовых амбаров включают: естественное и принудительное разделение твердой и жидкой фаз содержимого амбаров; откачку осветленной жидкой фазы в нефтесборный коллектор; обезвреживание отработанных буровых растворов и шлама отвердением (в том числе отходов оставшихся в амбарах после откачки); засыпку амбаров.
Работы по рекультивации предусматривают (п. 5.5 Книги 4 Тома 1 Проекта N 741 5, п. 7 Том 7 Проекта N 6750):очистку площадок от металлолома, мусора, оборудования и материалов; планировку территории, ранее занимаемой шламовыми амбарами; посев семян трав по спланированным площадям по слою плодородного грунта или торфо - песчаной смеси; засыпку амбаров (твердые осадки и мусор) ранее разработанным грантом от разборки площадок бригадного хозяйства; укладку геотекстиля с нахлестом полотнищ не менее 0.5 м и скреплением их между собой; отсыпку поверх геотекстиля грунта толщиной слоя 1 м.
Обезвоженные буровые шламы обезвреживаются методом отверждения цементным раствором. Расход цемента принят 4% от веса отходов бурения. Амбар засыпается грунтом от разборки площадки бригадного хозяйства, грунтом обваловки и торфом, вынутым при вытрофировании.
Перечисленные мероприятия по рекультивации нарушенных земель более подробно описаны в представленных Обществом с заявлением, исх.N 93 от 26.03.201 2г., Томе 10 "Проект рекультивации земель" комплекса N 7415, являющимся составной частью проекта по обустройству скважин Вынгапуровского месторождения, перечислены в Проекте N 6750.
Таким образом, выводы суда о том, что Обществом не представлен проект рекультивации не соответствует материалам дела.
Обществом, в подтверждение выполнения работ по рекультивации занимаемых шламовыми амбарами куста скважин N 339 Вынгапуровского месторождения земель, предоставлен Акт сдачи-приемки выполненных работ по рекультивации шламовых амбаров N 1 от 27.09.2011 г. к договору на выполнение работ по рекультивации шламовых амбаров от 15.08.2011 г. N Д/211б/11-2275.
Указанный Договор с подрядной организацией заключен от имени ОАО "Газпромнефть-ННГ", являющего Оператором, и выполняющего на основании п. 2.1 Договора N Д/2116/10-3897 от 16.12.2010 г. об оказании операторских услуг для ООО "Заполярнефть" (Владельца лицензий) работы на лицензионных участках Общества.
Согласно Техническому заданию на услуги по выполнению комплекса работ по рекультивации шламовых амбаров (Приложение N 5 к Договору от 15.08.2011 N Д/2116/11-2275) Подрядчик выполнил все технологические и производственные операции, предусмотренные проектной документацией, а именно, работы по ликвидации шламовых амбаров с рекультивацией земельного участка. В том числе проведена уборка строительного мусора, лесорубочных остатков, металлолома, а также всех загрязнителей территорий. Буровые шламы обезврежены, согласно требованиям проектной документации, методом отверждения цементным раствором.
Вывод административного органа и суда первой инстанции о том, что Общество допустило захоронение отходов производства, образованных в процессе бурения скважины, в непредназначенном для этого месте, и не осуществило ликвидацию шламовых амбаров, также не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Решение суда первой инстанции, содержащее выводы о нарушении Обществом указанных выше требований природоохранного законодательства, основано на неправильном применении норм материального права и несоответствии выводов, изложенные в решении, обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба и требования Общества по существу - удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что требования Общества подлежат удовлетворению, а также апелляционная жалобе Общества подлежит удовлетворению, судебные расходы по оплате государственной за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. относятся на Управление.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.06.2012 по делу N А75-3430/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Удовлетворить требования общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть". Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23.12.2011 N 331-ОК/16.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" судебные расходы в размере 3000 рублей в виде государственной пошлины, уплаченной за подачу заявления в суд первой инстанции и подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3430/2012
Истец: ООО "Заполярнефть"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5723/12
21.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6747/12
26.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6747/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3430/12