г. Тюмень |
|
5 декабря 2012 г. |
Дело N А45-10544/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Шабалковой Т.Я.
при ведении протокола помощником судьи Катаевой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 16.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Векшенков Д.В.) и постановление от 31.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-10544/2012 по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) к администрации Коченевского района Новосибирской области (632640, Новосибирская область, рабочий поселок Коченево, улица Октябрьская, 43, ИНН 5425000045, ОГРН 1055464000019) о признании недействительными решения и предписания.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "Василина".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Губарь И.А.) в заседании участвовал представитель администрации Коченевского района Новосибирской области Рерих Т.М. по доверенности от 02.04.2012.
Суд установил:
администрация Коченевского района Новосибирской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания от 24.01.2012 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, УФАС по Новосибирской области) по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Василина" (далее - общество, ООО "Василина").
Решением от 16.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
УФАС по Новосибирской области считает, что нарушение администрацией срока рассмотрения заявки ООО "Василина" на участие в конкурсе на оказание финансовой поддержки в форме субсидирования части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (оказание медицинской помощи) могло привести к ограничению, устранению конкуренции на рынке услуг.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "Василина" в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию подателя кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя администрации, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Совета депутатов Коченевского района Новосибирской области от 13.03.2009 утверждена районная целевая программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченевском районе на 2009-2013 годы".
Постановлением главы администрации Коченевского района Новосибирской области от 02.02.2011 N 74 установлено проведение в 2011 году конкурса по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им финансовой поддержки.
31.01.2011 ООО "Василина" обратилось в администрацию с заявкой на участие в конкурсе на оказание финансовой поддержки в форме субсидирования части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (оказание медицинской помощи).
Согласно протоколу заседания координационного Совета по предпринимательству от 16.08.2011 ООО "Василина" отказано в предоставлении финансовой поддержки в связи с низким средним баллом оценки бизнес-плана предпринимательского проекта.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Василина" управлением вынесено решение от 24.01.2012 о признании администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.20 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По мнению антимонопольного органа, нарушение выразилось в не рассмотрении администрацией заявки ООО "Василина" на участие в конкурсе на оказание финансовой поддержки в форме субсидирования части затрат на реализацию бизнес - плана предпринимательского проекта с 31.01.2011 до 19.04.2011, а также в принятии решения о переносе рассмотрения заявки ООО "Василина" на 2 полугодие 2011 года при отсутствии правовых оснований на это, в отказе ООО "Василина" в финансовой поддержке спустя 6,5 месяцев после подачи конкурсной заявки, что могло привести к созданию дискриминационных условий для деятельности общества, и как следствие, к ограничению конкуренции.
На основании указанного решения администрации выдано предписание от 24.01.2012 N 2 об устранении нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем рассмотрения в срок до 13.02.2012 заявки ООО "Василина" в соответствии с положениями районной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Коченевском районе на 2009-2013 годы" в редакции, утвержденной Советом депутатов Коченёвского района от 13.03.2009 в составе рабочей группы, утвержденной распоряжением главы администрации Коченёвского района от 17.01.2012.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности управлением совершения администрацией действий (бездействия), которые могли привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки устанавливаются соответственно федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.
Согласно пункту 4.3 Порядка оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (Приложение N 2 к районной целевой программе "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченеском районе на 2009-2013 годы") администрация района после получения от заявителей конкурсных заявок в течение 7 дней готовит заключение с предложениями об окончании финансовой поддержки или об отказе в финансовой поддержке с указанием причин отказа и направляет заключение и конкурсные заявки в Совет по предпринимательству.
В соответствии с пунктом 4.4 указанного Порядка Совет по предпринимательству в течение месяца со дня получения конкурсных заявок и заключений по ним на своих заседаниях рассматривает и определяет победителей.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что заявка ООО "Василина" была рассмотрена с нарушением сроков, установленных названным Порядком.
Вместе с тем, как правильно указали суды, само по себе нарушение установленных сроков рассмотрения заявки участника конкурса не свидетельствует о совершении администрацией действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке услуг медицинской деятельности.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявки ООО "Васелина" 16.08.2011 комиссией была проведена оценка бизнес-плана по показателям, представленным в Таблице N 3 районной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Коченеском районе на 2009-2013 годы". В связи с низкой оценкой бизнес-плана ООО "Василина" было отказано в предоставлении финансовой поддержки.
Каких-либо дополнительных требований, не предусмотренных процедурой рассмотрения заявок, к обществу не предъявлялось.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств совершения администрацией действий (бездействия), которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке услуг медицинской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.05.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 31.07.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10544/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки устанавливаются соответственно федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 декабря 2012 г. N Ф04-5397/12 по делу N А45-10544/2012
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5397/12
02.04.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5237/12
05.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5397/12
31.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5237/12
16.05.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-10544/12