г. Тюмень |
|
6 декабря 2012 г. |
Дело N А70-2727/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Мелихова Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на решение от 04.06.2012 Арбитражного суда Тюменской области (судья Бедерина М.Ю.) и постановление от 29.08.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Еникеева Л.И., Веревкин А.В., Глухих А.Н.) по делу N А70-2727/2012 по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Хохрякова, 47, ИНН 7202137184, ОГРН 1057200712359) к крестьянскому хозяйству Комягина Николая Владимировича (626012, Тюменская область, Тюменский район, село Каскара, улица Юбилейная, 2-4, ИНН 7224011562, ОГРН 1027200834320) о возврате субсидии.
В заседании приняли участие:
Боровинская А.Ю. - представитель Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области по доверенности от 05.03.2012;
глава Крестьянского хозяйства Комягин Николай Владимирович.
Суд установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к крестьянскому хозяйству Комягина Николая Владимировича (далее - КХ Комягина Н.В.) о возврате 42 000 рублей субсидии.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производств, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п (далее - Положение о порядке предоставления средств), договором о субсидировании от 07.10.2011 N 41/042-11, суды исходили из использования КХ Комягина Н.В. полученной от Департамента субсидии по целевому назначению.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы полагает, что суды не учли нарушение ответчиком обязанности по договору о предоставлении информации об использовании субсидии по установленной форме. Выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, так как представленные ответчиком документы не подтверждают целевое использование денежных средств.
По мнению Департамента, запасные части и автошины не являются сельскохозяйственной техникой и оборудованием.
Отзыв на кассационную жалобу суду не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал кассационную жалобу, глава КХ Комягин Н.В. возражал против ее удовлетворения.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, между Департаментом и КХ Комягина Н.В. (получатель) в соответствии с Законом Тюменской области от 10.11.2010 N 64 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, а также протоколом комиссии по отбору получателей средств областного бюджета от 07.10.2011 N 4 Кпр, заключен договор о субсидировании возделывания картофеля и (или) овощей открытого грунта от 07.10.2011 N 41/042-11 (далее -договор), по условиям которого Департамент обязался предоставить получателю субсидию на возделывание картофеля и (или) овощей открытого грунта в сумме 42 000 рублей.
Получатель обязан направить полученную субсидию на выплату заработной платы, уплату обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выполнение обязательств по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, погашение лизинговых платежей, приобретение семян, горюче-смазочных материалов, средств химизации, сельскохозяйственной техники и оборудования, расчеты за поставленные электрическую энергию, газ (пункт 2.1.1 договора).
Получатель обязан не позднее 20.01.2012 представить информацию об использовании субсидии по состоянию на 01.01.2012 по форме согласно приложению N 1 к договору, подписанную руководителем и главным бухгалтером, проверенную должностными лицами АПК муниципального образования (пункт 2.1.3 договора).
В соответствии с пунктом 3.3 договора в случае нарушения получателем субсидии условий использования субсидии, неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет.
Департамент перечислил субсидию в размере 42 000 рублей платежным поручением от 14.10.2011 N 403302 на счет КХ Колмягина Н.В.
На предоставленную субсидию КХ Колмягина Н.В. приобрело семена на сумму 9 175 рублей, полотно КНТ 30.150 (широкие) для картофелекопалки на сумму 14 300 рублей, запасные части для трактора МТЗ на сумму 3 980 рублей, шины колесные для трактора МТЗ, ЮМ3-6Арт на сумму 14 700 рублей.
КХ Колмягина Н.В. направило АПК Тюменского муниципального района для проверки информацию об использовании средств субсидий на возделывание картофеля и (или) овощей открытого грунта к договору от 07.10.2011 N 41/042-11, где проводилась камеральная проверка подлинных платежных документов до 20.01.2012.
Департамент направил КХ Колмягина Н.В. претензию от 05.03.2012 N 13/736-12 с требованием возвратить полученную субсидию в связи с нарушением пунктов 3.3, 3.4 договора, пункта 4.18 Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п.
Полагая, что получателем нарушены условия договора и в соответствии с пунктом 5.1 Положения о порядке предоставления субсидий полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, Департамент обратился в арбитражный суд с данным иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата субсидии.
Апелляционный суд согласился с выводами арбитражного суда.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п утверждено Положение о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производств.
В пункте 5.1 указанного Положения предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что приобретение запасных частей к сельскохозяйственной технике и оборудованию соответствует целям, на которые выдавалась субсидия. Не исполнение формального требования о представления отчета в соответствии с приложением N 1 к договору не является существенным нарушением условий договора и не влечет возврат бюджетных средств.
Довод кассационной жалобы о том, что приобретенные автошины и запасные части к тракторам и сельскохозяйственному оборудованию не являются сельскохозяйственной техникой, не состоятелен. Данные предметы являются необходимыми для использования в работе сельскохозяйственной техники при возделывания картофели и (или) овощей открытого грунта.
В договоре о субсидировании от 07.10.2011 N 41/042-11 не указан конкретный перечень техники и оборудования, условие о приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования в сборе отсутствует.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
С учетом изложенного, решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 04.06.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А70-2727/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п утверждено Положение о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производств.
В пункте 5.1 указанного Положения предусмотрено, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2012 г. N Ф04-5701/12 по делу N А70-2727/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5701/12
29.08.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6061/12
09.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6061/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-2727/12