г. Тюмень |
|
12 декабря 2012 г. |
Дело N А67-1702/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Шабалковой Т.Я.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пульс" на решение от 28.05.2012 Арбитражного суда Томской области (судья Черская Ю.М.) и постановление от 12.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А67-1702/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пульс" (634021, город Томск, проспект Фрунзе, 103, ИНН 7017278938, ОГРН 1117017002640) к Департаменту по культуре Томской области (634050, город Томск, проспект Ленина, 111, ИНН 7021020459, ОГРН 1027000912344) об оспаривании ненормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по Управлению государственным имуществом в Томской области, администрация Советского района г. Томска, общество с ограниченной ответственностью "Вегас-Р".
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Томской области (судья Токарев Е.А.) в заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Пульс" Батрацкая Е.П. (доверенность от 22.10.2012).
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пульс" (далее - ООО "Пульс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту по культуре Томской области (далее - Департамент по культуре) о признании недействительным предписания от 06.02.2012 N 01/06-13 об устранении нарушений в сфере охраны историко-культурного наследия и об обязании Департамента по культуре устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Пульс".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Советского района г. Томска (далее - Администрация), Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Томской области (далее - Управление Росимущества) и общество с ограниченной ответственностью "Вегас-Р" (далее - ООО "Вегас-Р").
Решением от 28.05.2012 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных ООО "Пульс" требований отказано.
Постановлением от 12.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Пульс", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые ООО "Пульс" судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От других лиц, участвующих в деле, отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Участвовавшая в судебном заседании представитель ООО "Пульс" Батрацкая Е.П. поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Ленина, д. 83, является собственностью Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 08.04.2008 N 70 АБ 200065) и объектом культурного наследия федерального значения, включенным в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; находится под государственной охраной, что подтверждается соответствующим паспортом, карточкой, а также является объектом культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр, что подтверждается справкой Министерства культуры Российской Федерации от 25.04.2012 N 703-12-05.
Проведенным специалистами Департамента по культуре 19.12.2011 обследованием данного объекта культурного наследия выявлено, что в непосредственной близости от северного фасада здания без согласования и разрешения проводятся строительные и земляные работы, в результате которых разрушена отмостка этого памятника истории и культуры.
Департаментом по культуре вынесено предписание от 06.02.2012 N 01/06-13 об устранении нарушений в сфере охраны историко-культурного наследия, согласно которому с момента получения предписания, в целях сохранения целостности и неизменности облика объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Дом Флеера Г.Ф. (магазин аптекарский)", расположенного по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 83, ООО "Пульс" обязано немедленно остановить проведение земляных, строительных, хозяйственных и иных работ на территории охранной зоны объекта культурного наследия по указанному адресу; в течение двух недель произвести демонтаж самовольно установленных металлоконструкций на территории охранной зоны объекта культурного наследия; в срок до 01.06.2012 восстановить отмостку вдоль фасада здания со стороны сквера им. А.С. Пушкина.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Пульс" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктом 1 статьи 33 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Из содержания пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ следует, что сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В статье 37 Закона N 73-ФЗ указано, что земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы должны быть немедленно приостановлены исполнителем работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Указанные в пункте 1 настоящей статьи работы, а также работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком и исполнителем работ после получения письменного предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо федерального органа охраны объектов культурного наследия (пункт 2).
Согласно третьему абзацу вводной части Закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), под которой в силу статьи 6 данного Закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, а также контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Законом, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
На основании пункта 1, п.п. "б" подпункта 7 пункта 10 раздела 2 Положения о Департаменте по культуре Томской области, утвержденному постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 N 91, Департамент по культуре является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и контролирует соблюдение законодательства в сфере историко-культурного наследия, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в рамках переданных полномочий, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, их территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Томской области; по результатам проверок в случае выявления нарушений законодательства выдает предписания об их устранении либо обращается в суд.
Положение "О порядке размещения временных (некапитальных) объектов на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденное постановлением Мэра города Томска от 04.09.2007 N 536, является обязательным для исполнения на территории города Томска.
Согласно пункту 1.2 названного Положения временные (некапитальные) объекты - это объекты из легких сборных конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, которые могут быть разобраны и перенесены без значительного ущерба для них, эксплуатация которых осуществляется в режиме временного использования на срок, определенный в договоре аренды земельного участка или ином документе, и право собственности на которые не подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, в том числе объекты, предусмотренные настоящим Положением (далее - временные объекты).
Размещение и эксплуатация временных объектов осуществляются на основании муниципального правового акта администрации Города Томска о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта (о размещении временного объекта); протокола о результатах проведенного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; договора аренды земельного участка или иных правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок в случае размещения временного объекта на земельном участке, находящемся в собственности (или на ином праве) физического или юридического лица; паспорта временного объекта (после размещения временного объекта).
Вне зависимости от наличия или отсутствия права пользования и (или) владения на земельный участок физические и юридические лица, заинтересованные в размещении временного объекта обращаются с заявлением в администрацию города Томска, в котором указываются сведения о функциональном назначении временного объекта.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Администрация отказала в удовлетворении заявления ООО "Пульс" о предоставлении земельного участка с целью размещения летней веранды для осуществления услуг общественного питания по адресу: проспект Ленина, 83.
Департамент по культуре письмом от 15.06.2011 N 1567/06-09 также отказал ООО "Пульс" в согласовании отвода земельного участка под цели, не связанные со строительством (для эксплуатации здания), и проинформировал заявителя, что данная территория является охранной зоной и может использоваться лишь для обслуживания и эксплуатации объекта культурного наследия федерального значения "Дом Флеера".
Несмотря на это, в нарушение подпунктов 8, 9 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ ООО "Пульс" проведены работы по строительству летнего кафе ("веранды") вплотную к фасаду здания, расположенного по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 83, которые привели не только к изменению облика объекта культурного наследия, но и его разрушению.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали законным оспариваемое ООО "Пульс" предписание Департамента по культуре и отказали в удовлетворении заявленных им требований.
Довод заявителя о вынесении судом без удаления из зала судебного заседания протокольного определения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу в связи с его отказом от заявленных требований не соответствует положениям статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150, части 2 статьи 159, а также части 5 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания, объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.05.2012 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1702/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несмотря на это, в нарушение подпунктов 8, 9 пункта 2 статьи 33 Закона N 73-ФЗ ООО "Пульс" проведены работы по строительству летнего кафе ("веранды") вплотную к фасаду здания, расположенного по адресу: г. Томск, проспект Ленина, 83, которые привели не только к изменению облика объекта культурного наследия, но и его разрушению.
...
Довод заявителя о вынесении судом без удаления из зала судебного заседания протокольного определения об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу в связи с его отказом от заявленных требований не соответствует положениям статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 150, части 2 статьи 159, а также части 5 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым протокольное определение может быть вынесено арбитражным судом без удаления из зала судебного заседания, объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 декабря 2012 г. N Ф04-5276/12 по делу N А67-1702/2012