г. Тюмень |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А46-17608/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабалковой Т.Я.,
при ведении протокола помощником судьи Мухаровой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение от 04.07.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Стрелкова Г.В.) и постановление от 27.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-17608/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (109147, город Москва, улица Марксистская, 4, ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124) к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (644043, город Омск, улица Булатова, 68, ИНН 5503214600, ОГРН 1095543020913) об оспаривании ненормативного правового акта.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители: открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" - Заболотская А.Ю. (доверенность от 16.06.2011), Мещенко С.Ю. (доверенность от 16.06.2011); Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Бронская А.В. (доверенность от 30.12.2011).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 06/1-06/97 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
Решением от 04.07.2012 Арбитражного суда Омской области заявленное ОАО "МТС" требования удовлетворено. Предписание от 11.11.2011 N 06/1-06/97 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства признано недействительным. С Госжилстройнадзора в пользу ОАО "МТС" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. и расходы на проведение экспертизы в сумме 7000 руб.
Постановлением от 27.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Госжилстройнадзор, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению надзорного органа, согласно нормам градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи рассматриваемое сооружение связи отнесены к сложным объектам, являющимся объектами капитального строительства, подконтрольными государственному строительному надзору.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "МТС", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые Госжилстройнадзором судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной уполномоченными должностными лицами Госжилстройнадзора внеплановой выездной проверкой установлено, что в нарушение части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации ОАО "МТС" эксплуатируется антенная вышка базовой станции BTS55-131 стандарта UMTS (далее - антенная вышка), расположенная напротив дома по адресу: Омская область, Полтавский район, рабочий поселок Полтавка, улица Марии Долиной, 18, без разрешения на ввод этого объекта в эксплуатацию.
По данному факту составлен акт от 09.11.2011 N 06/1-08/109, на основании которого ОАО "МТС" выдано предписание от 11.11.2011 N 06/1-06/97 с требованием получить в срок до 11.01.2012 разрешение на ввод в эксплуатацию указанной антенной вышки.
ОАО "МТС", полагая, что названное предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требование заявителя, суды первой и апелляционной инстанций сходили из того, что антенная вышка не является объектом капитального строительства, подконтрольным государственному строительному надзору.
Данный вывод судебных инстанций не соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
Из содержания частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
К объектам капитального строительства частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесены здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Пунктом 3 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к особо опасным и технически сложным объектам.
В подпунктах 6 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" дано толкование понятий линейно-кабельное сооружение связи и сооружение связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Согласно пункту 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи (Приложение А), утвержденных приказом Министерства связи России от 09.09.2002 N 113 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации за N 3804 от 17.09.2002, базовые станции отнесены к сооружениям, представляющим собой совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи.
Функциональное назначение и цель постройки базовой станции BTS55-131 стандарта UMTS, неотъемлемой частью которой является антенная вышка, является длительное использование ООО "Мобильные ТелеСистемы" этого сооружения для оказания услуг сотовой связи.
Исходя из смысла и содержания названных норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи рассматриваемое сооружение связи относится к сложным объектам, являющихся объектами капитального строительства, подконтрольными государственному строительному надзору.
Несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций названным нормам материального права, а также значимым для правильного разрешения спора фактическим обстоятельствам, является основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия нового решения об отказе в удовлетворении требования ООО "Мобильные ТелеСистемы" о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 06/1-06/97 Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.07.2012 Арбитражного суда Омской области и постановление от 27.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-17608/2011 отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении требования открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" о признании недействительным предписания от 11.11.2011 N 06/1-06/97 Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпунктах 6 и 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" дано толкование понятий линейно-кабельное сооружение связи и сооружение связи. Под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи; под сооружениями связи - объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.
Согласно пункту 5.4 Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи (Приложение А), утвержденных приказом Министерства связи России от 09.09.2002 N 113 и зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации за N 3804 от 17.09.2002, базовые станции отнесены к сооружениям, представляющим собой совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи.
...
Исходя из смысла и содержания названных норм градостроительного, гражданского законодательства и законодательства о связи рассматриваемое сооружение связи относится к сложным объектам, являющихся объектами капитального строительства, подконтрольными государственному строительному надзору."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2012 г. N Ф04-5750/12 по делу N А46-17608/2011
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5750/12
27.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7022/12
03.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7022/12
04.07.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-17608/11