г. Тюмень |
|
19 декабря 2012 г. |
Дело N А03-6819/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Мартыновой С.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение от 12.07.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 25.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-6819/2012 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (658201, Алтайский край, г.Рубцовск, ул.Тракторная, 9, ОГРН 1022200810279, ИНН 2209022810) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю в лице Отделения по г. Рубцовску (658200, Алтайский край, г.Рубцовск, простпект Ленина, 171, ОГРН 1022200811247, ИНН 2209013252) о признании незаконным возврата без исполнения исполнительного листа.
Другие лица, участвующие в деле: войсковая часть 73564 (658208, Алтайский край, г.Рубцовск, ул. Багратиона, 9, ОГРН 1022200812424, ИНН 2209017137). Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее - Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю в лице Отделения по г. Рубцовск (далее - Управление) о признании незаконным возврата без исполнения исполнительного листа серии АС N 004689975 и обязании принять к исполнению указанный исполнительный лист.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 73564.
Решением от 12 июля 2012 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 25.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на кассационную жалобу к моменту ее рассмотрения не представлены.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 12 октября 2011 года по делу N А03-8026/2011 с войсковой части N 73564 в пользу Пенсионного фонда взыскано с зачислением в соответствующие бюджеты 763 268,74 руб.
17 ноября 2011 года взыскателю выдан исполнительный лист серии АС N 004689975, который был направлен для исполнения в Управление.
Письмом от 05.04.2012 N 69-01/1-40/353 Управление возвратило исполнительный лист серии АС N 004689975 без исполнения в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника в органах Федерального казначейства, а также с отсутствием судебного акта о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
В дополнении к письму о возврате без исполнения указанного исполнительного листа Управление сообщило Пенсионному фонду, что в настоящее время все финансовое обслуживание войсковой части N 73564 передано федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай", находящемуся на обслуживании в Отделении по г. Бийску Управления федерального казначейства по Алтайскому краю (письмо от 20.04.2012 N 69-01/1-40/385).
Полагая, что действия Управления, выразившиеся в возврате без исполнения исполнительного документа, являются незаконными, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 241, 242.1, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 21.10.2008 N 6758/08, от 01.03.2011 N 9647/10, пришли к правильному выводу, что исполнительный документ необоснованно возвращен взыскателю, поскольку отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.
Согласно действующему законодательству орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6758/08, от 01.03.2011 N 9647/10.
Кроме того, пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата исполнительного листа взыскателю, в числе которых отсутствие у должника лицевого счета, в том числе в органах Федерального казначейства, не поименовано.
Ссылка Управления на пункт 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н (далее - Административный регламент), является необоснованной, поскольку положения данной нормы противоречат норме пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеющей большую юридическую силу.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в деле доказательства, а также установив, что в данном случае Управление располагало сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по войсковой части N 73564, однако действия по исполнению поступившего исполнительного документа не произвело, возвратив его без предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации оснований, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом, как верно отмечено судами обеих инстанций, возврат Управлением исполнительного листа с указанием на отсутствие лицевых счетов у должника в конкретном органе Федерального казначейства снижает эффективность организационно-правового механизма исполнения судебных актов в отношении федеральных бюджетных учреждений и создает неоправданные препятствия в реализации права на судебную защиту, что противоречит конституционным положениям и нормам действующего законодательства об исполнении судебных актов.
Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений судами норм процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 12.07.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 25.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-6819/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в деле доказательства, а также установив, что в данном случае Управление располагало сведениями о распорядителе средств федерального бюджета по войсковой части N 73564, однако действия по исполнению поступившего исполнительного документа не произвело, возвратив его без предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации оснований, суды обеих инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
При этом, как верно отмечено судами обеих инстанций, возврат Управлением исполнительного листа с указанием на отсутствие лицевых счетов у должника в конкретном органе Федерального казначейства снижает эффективность организационно-правового механизма исполнения судебных актов в отношении федеральных бюджетных учреждений и создает неоправданные препятствия в реализации права на судебную защиту, что противоречит конституционным положениям и нормам действующего законодательства об исполнении судебных актов.
Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2012 г. N Ф04-6059/12 по делу N А03-6819/2012