г. Тюмень |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А46-22143/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Пелевиной О.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омскшина" на решение от 12.07.2012 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А46-22143/2012 по заявлению Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) (отдел (инспекция) государственного надзора по Омской области) к открытому акционерному обществу "Омскшина" (644018, г. Омск, ул. П.В. Будеркина, ОГРН 1025501244779, ИНН 5506007419) о привлечении к административной ответственности.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовали представители: от открытого акционерного общества "Омскшина" - Карпов С.В. по доверенности от 12.12.2012; от Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (отдел (инспекция) госнадзора по Омской области) - Чурсин А.В. по доверенности от 09.01.2013.
Суд установил:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) (отдел(инспекция) государственного надзора по Омской области) (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Омскшина" (далее - ОАО "Омскшина, общество) к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации по административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.07.2012 Арбитражный суд Омской области заявление управления удовлетворил и привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Постановлением от 28.09.2012 Восьмой арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об отказе в привлечении общества к административной ответственности по основанию истечения срока давности.
ОАО "Омскшина" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой на решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции об исключении из мотивировочной части судебных актов выводов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Общество полагает, что оно не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения, так как не обладает статусом поставщика электрической энергии и требования пункта 6.1 ГОСТ Р 53333-2008 (утвержден приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 787-ст) по контролю качества электроэнергии на него не распространяются.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган указывает, что общество, являясь сетевой организацией, в рассматриваемом случае является конечным изготовителем электрической энергии, следовательно, должно отвечать за ее качество. Каждая сетевая компания должна контролировать качество электроэнергии на своем участке и должным образом реагировать если качество электроэнергии не соответствует определенным требования (ГОСТ 13109-97, ГОСТ Р 53333-2008).
Суд кассационной инстанции, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), установил следующее.
Управление обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении ОАО "Омскшина" к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности послужило невыполнение обществом ранее выданного предписания от 03.11.2011 N С-50, а именно: не проводится контроль качества передаваемой электроэнергии.
Управлением в отношении ОАО "Омскшина" составлен протокол об административном правонарушении от 18.04.2012 N 10-21.
Исследовав представленные документы, суды обеих инстанций установили, что общество является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Оставляя без удовлетворения кассационную жалобу, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 15 введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2004 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Судами обеих инстанций установлено и не оспорено обществом, что ОАО "Омскшина" является сетевой организацией, которая владеет объектами электросетевого хозяйства и оказывает услуги по передаче электрической энергии через ГПП-21, ГПП-6, ГПП-15.
В силу положений статьи 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
В соответствии со статьей 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 65 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), качество электрической энергии, поставляемой по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии), должно соответствовать требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям.
Пунктом 112 Правил предусмотрено, что качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями субъектов электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергии потребителей, в том числе гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций, системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления, а также производителей (поставщиков) электрической энергии во исполнение своих обязательств по товарам на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Указанные субъекты отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 53333-2008 сетевая организация должна проводить периодический контроль качества передаваемой электрической энергии, если не организован непрерывный контроль качества энергии.
Таким образом, установив, что ОАО "Омскшина" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, согласно заключенным договорам, через ГПП-21, ГПП-6, ГПП-15, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на необходимость проведения контроля качества передаваемой электрической энергии.
Кроме того, судами обеих инстанций отмечено, что ОАО "Омскшина" предпринимало меры для исполнения предписания от 03.11.2011 об устранении нарушений требований пункта 6.1 ГОСТ Р 53333-2008 по непроведению контроля качества электрической энергии (составлены протоколы испытаний).
Указав, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, предписание управления от 03.11.2011 не было оспорено в установленном порядке, суды обеих инстанций отклонили доводы ОАО "Омскшина" о том, что в материалы дела не представлены доказательства несоответствия передаваемой обществом электрической энергии установленному ГОСТу.
При таких обстоятельствах, исходя из материалов конкретного дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы об исключении из мотивировочных частей решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции выводов об отсутствии в действиях ОАО "Омскшина" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, подлежит оставлению в силе постановление суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.09.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-22143/2012 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 53333-2008 сетевая организация должна проводить периодический контроль качества передаваемой электрической энергии, если не организован непрерывный контроль качества энергии.
Таким образом, установив, что ОАО "Омскшина" является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, согласно заключенным договорам, через ГПП-21, ГПП-6, ГПП-15, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на необходимость проведения контроля качества передаваемой электрической энергии.
Кроме того, судами обеих инстанций отмечено, что ОАО "Омскшина" предпринимало меры для исполнения предписания от 03.11.2011 об устранении нарушений требований пункта 6.1 ГОСТ Р 53333-2008 по непроведению контроля качества электрической энергии (составлены протоколы испытаний).
Указав, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным, предписание управления от 03.11.2011 не было оспорено в установленном порядке, суды обеих инстанций отклонили доводы ОАО "Омскшина" о том, что в материалы дела не представлены доказательства несоответствия передаваемой обществом электрической энергии установленному ГОСТу.
При таких обстоятельствах, исходя из материалов конкретного дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы об исключении из мотивировочных частей решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции выводов об отсутствии в действиях ОАО "Омскшина" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2013 г. N Ф04-6435/12 по делу N А46-22143/2012
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6435/12
28.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6919/12
01.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6919/12
12.07.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-22143/12