г. Тюмень |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А45-11999/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
при ведении протокола помощником судьи Катаева А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на решение от 28.06.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 01.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-11999/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (630005, город Новосибирск, улица Семьи Шамшиных, 80, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, 96, 710, ИНН 5406312137, ОГРН 1055406142208) о признании недействительным ненормативного правового акта в части.
Другое лицо, участвующее в деле: общество с ограниченной ответственностью "КраснообскМонтажспецстрой".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пичугин А.Е.) в заседании участвовали представители:
от департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 17.01.2013;
от открытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - Булыга Т.Н. по доверенности от 18.06.2012.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (в настоящее время открытое акционерное общество "Региональные электрические сети", далее - общество, ОАО "РЭС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным пункта 3 приказа департамента по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) от 24.11.2011 N 530-ТП и приложения к нему N 3 в части установления размера платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств общества с ограниченной ответственностью "КраснообскМонтажспецстрой" (далее - ООО "КраснообскМонтажспецстрой") (максимальная мощность энергопринимающих устройств 315 кВт) без учета расходов на мероприятия по установке ячеек и обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЭС" путем установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ООО "КраснообскМонтажспецстрой" (максимальная мощность энергопринимающих устройств 315 кВт) с учетом расходов на мероприятия по установке ячеек
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "КраснообскМонтажспецстрой".
Решением от 28.06.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 01.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ОАО "РЭС" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению общества, судами неправильно применены положения статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), поскольку не учтено, что мероприятия по установке ячеек КСО в секциях трансформаторной подстанци (далее - ТП) - 1954отнесены к строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ("последняя миля"). Выводы судов об отнесении указанных мероприятий к развитию существующей инфраструктуры не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "КраснообскМонтажспецстрой" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ОАО "РЭС" обратилось ООО "КраснообскМонтажспецстрой" с заявкой об осуществлении технологического присоединения энергопринимающего устройства жилого 2-х секционного 16-ти этажного дома с офисными помещениями и подземной автостоянкой, встроенной ТП по ул. Романова в Центральном районе г. Новосибирска к электрическим сетям общества посредством перераспределения присоединяемой мощности по индивидуальному проекту.
Открытое акционерное общество "СИБЭКО", действуя в интересах ОАО "РЭС" на основании агентского договора от 01.02.2010 N 6048, обратилось 07.11.2011 в департамент с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в отношении ООО "КраснообскМонтажспецстрой" в размере 9 075 066 руб. (без НДС).
Судами установлено, что заявленный размер указанной платы за технологическое присоединение рассчитан обществом исходя из необходимости выполнения мероприятий по прокладке кабелей 10 кв. и установке на секциях Т-1, Т-2 РУ-10 кв ТП-1594 ячеек КСО с высоковольтным выключателем на напряжении 10 кв.
Пунктом 3 приказа департамента от 24.11.2011 N 530-ТП установлена плата за технологическое присоединение объектов ООО "КраснообскМонтажспецстрой" (согласно приложению N 3) в размере 5 784 867 руб. (без НДС).
Согласно заключению департамента не признаны обоснованными расходы ОАО "РЭС" по выполнению мероприятий по технологическому присоединию объектов ООО "КраснообскМонтажспецстрой" к электрическим сетям общества в размере 3 290 199 руб., в том числе расходы по монтажу ячеек в РУ-10 кВ ТП-1954, как расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры.
Не согласившись с выводом департамента об исключении из размера платы за технологическое присоединение расходов по монтажу ячеек в ТП-1954, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что мероприятия по установке ячеек КСО в имеющихся секциях на ТП-1954 не относятся к строительству объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
В связи с этим суды пришли к выводу, что расходы сетевой организации на указанные мероприятия не могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение и подлежат включению в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
В силу пунктов 1, 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 17 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и Правил технологического присоединения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) полномочиями по установлению платы за технологическое присоединение наделены уполномоченные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III указанных Правил.
Пунктами 30.1, 30.3 Правил N 861 определено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики. Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что предусмотрено два варианта компенсации сетевой организации затрат на проведение мероприятий по технологическому присоединению: либо путем включения их в состав платы за технологическое присоединение, либо путем их включения в размер тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
При этом расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства могут быть включены в состав платы за технологическое присоединение, а расходы, связанные с развитием существующей инфраструктуры - нет.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ячейка (камера) электрической подстанции является частью электрической подстанции, содержащей всю или часть коммутационной и (или) иной аппаратуры одного присоединения. Установка спорных ячеек (камер) была предусмотрена на ТП-1954 первоначальным проектом в целях осуществления технической возможности технологического присоединения к указанной ТП любого заявителя. Соответственно данное мероприятие производится на уже существующем объекте электросетевого хозяйства общества и не является строительством нового объекта электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства ОАО "РЭС" до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ООО "КраснообскМонтажспецстрой".
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что установка ячеек на ТП-1954 относится к мероприятиям, связанным с развитием существующей инфраструктуры объектов электросетевого хозяйства общества, которые должны быть включены в инвестиционную программу ОАО "РЭС" и в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Возражения общества об отнесении мероприятий по установке спорных ячеек к мероприятиям по строительству "последней мили", которые не являются развитием (усилением) существующей инфраструктуры, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.06.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 01.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-11999/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 30.1, 30.3 Правил N 861 определено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
...
В соответствии с абзацами третьим, четвертым части 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2013 г. N Ф04-6745/12 по делу N А45-11999/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6645/13
20.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6645/13
29.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6745/12
01.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7356/12
28.06.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-11999/12