г. Тюмень |
|
31 января 2013 г. |
Дело N А27-11560/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Беловой Л.В.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на решение от 27.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 15.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Бородулина И.И., Скачкова О.А.) по делу N А27-11560/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (634029, город Томск, проезд Фрунзе, 9, ИНН 7017005289, ОГРН 1027000862954) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650099, город Кемерово, улица Ноградская, 19а, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании незаконными действий и об обязании совершить определенные действия.
В заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" Архипова М.М. по доверенности от 20.04.2012 N 151.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Томск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - управление, заинтересованное лицо), выразившегося в возврате письмом от 10.02.2012 N 14-5/0748 на доработку Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для филиала Кемеровского линейного производственного управления магистральных газопроводов и об обязании управления в 10-дневный срок после вступления судебного акта в законную силу установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия с 10.02.2012 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Решением от 10.06.2012 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены: действия признаны незаконными, на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем рассмотрения Проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для филиала Кемеровское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества в установленный законом срок, и установления в 10-дневный срок с даты вступления решения в законную силу обществу нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Постановлением от 15.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суд решение суда изменено: требования общества удовлетворены, действия управления признаны незаконными, на заинтересованное лицо возложена обязанность в десятидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия с 13.02.2012 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для филиала Кемеровское линейное производственное управление магистральных газопроводов общества.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций, норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить.
Податель жалобы указывает, что выдача разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов заявителя (с приложенными к заявлению документами), в связи с чем одновременно установить нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия с 13.02.2012 и выдать разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на срок действия нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не представляется возможным.
Подробно доводы управления изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить в силе обжалуемое решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество осуществляет эксплуатацию магистральных газопроводов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Кемеровской области, в частности магистрального газопровода "Парабель-Кузбасс".
Данная деятельность осуществлялась на основании выданного разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ со сроком действия до 31.12.2011. Общество, в связи с предстоящим истечением срока действия разрешения 10.11.2011 обратилось в управление с заявлением и новым Проектом нормативов ПДВ (далее - Проект).
Управление письмом от 12.12.2011 N 14-5/6680 возвратило обществу Проект с указанием на ряд допущенных нарушений.
После устранения нарушений общество повторно обратилось в управление с заявлением об установлении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для Кемеровского ЛПУМГ ООО "Газпром Трансгаз Томск" на основании разработанного Проекта.
Письмом от 10.02.2012 N 14-5/0748 управление вновь возвратило обществу Проект, отказав в установлении ПДВ в атмосферу по причине некорректного проведения инвентаризации, не представления графика проведения ППР по годам.
Общество, не согласившись с указанными действиями, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7) предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования внесены изменения, согласно которым Федеральная служба по надзору в сфере природопользования наделена полномочиями по выдаче в установленном порядке лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух (пункт 5.3.15 Положения).
Порядок выдачи разрешений на сбросы вредных веществ в окружающую среду установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.11.2008 N 12741 (далее - Административный регламент).
Из содержания пункта 4.1 Административного регламента следует, что разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю: в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Согласно пунктам 8, 8.1. Административного регламента основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов для получения разрешения на выбросы: утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту.
На основании пунктов 5, 9 Административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача соответствующих разрешений по утвержденной форме либо предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 данного Административного регламента заявления и документов.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Судами обеих инстанций по результатам рассмотрения дела установлено, что общество, исходя из особенностей технологического регламента обслуживания и эксплуатации газопровода, не позволяющих при выполнении инвентаризации использовать форму статистического наблюдения 2-ТП (так как она не учитывает все возможные источники выделения и выброса), при проведении инвентаризации применило Методическое пособие (в его наиболее полном, переработанном и дополненном издании), а не Инструкцию, равнозначность этих документов подтверждена Письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.10.2011 N ВК-08-02-36/13737.
Судами обоснованно указано, что управление в пункте 1 письма, указав на некорректное выполнение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и непредоставление графика проведения ППР по годам, не привело мотивированного обоснования выводов, изложенных в данном письме.
Проанализировав в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае отказав в установлении нормативов ПДВ, управление одновременно отказало и в выдаче разрешения на выброс.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что 10-дневный срок устранения нарушений, с момента вступления в законную силу решения суда, является достаточным.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно обстоятельств по данному делу, которым судами на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка.
Основания для переоценки выводов судов, по представленным в материалы дела доказательствам, у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.07.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 15.10.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11560/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Судами обеих инстанций по результатам рассмотрения дела установлено, что общество, исходя из особенностей технологического регламента обслуживания и эксплуатации газопровода, не позволяющих при выполнении инвентаризации использовать форму статистического наблюдения 2-ТП (так как она не учитывает все возможные источники выделения и выброса), при проведении инвентаризации применило Методическое пособие (в его наиболее полном, переработанном и дополненном издании), а не Инструкцию, равнозначность этих документов подтверждена Письмом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.10.2011 N ВК-08-02-36/13737."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 января 2013 г. N Ф04-6702/12 по делу N А27-11560/2012
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2563/13
28.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2563/13
31.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6702/12
15.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7981/12
27.07.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11560/12