г. Тюмень |
|
4 февраля 2013 г. |
Дело N А45-13464/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 04 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Каранкевича Е.А.
судей Буракова Ю.С.
Туленковой Л.В.
при ведении протокола помощником судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области, государственного автономного учреждения Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" (630099, город Новосибирск, улица Советская, 33, ИНН 5406015529, ОГРН 1025402487770) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2012 (судья Хорошуля Л.Н.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (судьи Сухотина В.М., Кудряшева Е.В., Ярцева Д.Г.) по делу N А45-13464/2012 по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Революции, 38, ИНН 5407063282, ОГРН 1095406019170) к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области (630011, город Новосибирск, Красный проспект, 18, ИНН 5406214965, ОГРН 1035402457848) об обязании передать имущество в федеральную собственность.
Другие лица, участвующие в деле: отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску (с 01.08.2012 - Федеральное государственное казённое учреждение "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области"), государственное автономное учреждение Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области", Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Новосибирского филиала.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Голубева Ю.Н.) в заседании участвовали представители:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области - Папка Е.А. по доверенности от 09.04.2012 N ОБ 5353;
от Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области - Горбатенко Т.А. по доверенности от 04.06.2012 N 6122/12;
от Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" - Суханова И.В. по доверенности от 10.08.2012 N 156;
от государственного автономного учреждения Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" - Андреев И.В. по доверенности от 17.12.2012 N 1379/05, Жилонкин К.С. по доверенности от 09.01.2013 N 10/5;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Новосибирского филиала - Матц Ю.Ю. по доверенности от 02.22.2012 N 700, Мошкина Н.А. по доверенности от 18.09.2012 N 577.
Суд установил:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ Росимущества в Новосибирской области) обратилась в арбитражный суд с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Новосибирской области (далее - Департамент) об обязании передать в собственность Российской Федерации административное здание, расположенное по адресу: город Новосибирск, улица Коммунистическая, 41, по акту приёма-передачи.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.09.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент и государственное автономное учреждение Новосибирской области "Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области" (далее - ГАУ НСО НПЦ) обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение от 27.06.2012 и постановление от 13.09.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению Департамента, суды обеих инстанций сделали выводы не соответствующие обстоятельствам дела. Полагает, что не соблюдён порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих вывод апелляционного суда о том, что на рабочей встрече 26.04.2011 принято решение о передаче здания в федеральную собственность.
ГАУ НСО НПЦ считает ошибочным вывод судов о наличии у истца права требования безвозмездной передачи здания в федеральную собственность на основании положений части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции).
Полагает, что в рассматриваемом деле не может быть применён порядок передачи имущества, установленный положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Здание, являющееся объектом культурного наследия регионального значения, не может быть передано в федеральную собственность при отсутствии доказательств возможности финансирования необходимых реставрационных работ за счёт средств федерального бюджета.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы кассационных жалоб.
Представители ТУ Росимущества в Новосибирской области, Федерального государственного казённого учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" (далее - УВО ГУ МВД России по Новосибирской области), Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел Российской Федерации в лице Новосибирского филиала (далее - ФГУП "Охрана") не согласились с доводами кассационных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах, считают принятые судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Рассмотрев доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в собственности Новосибирской области находится административное здание (объект культурного наследия) площадью 963,5 кв. м, инвентарный номер 529, литера А, расположенное по адресу: город Новосибирск, улица Коммунистическая, 41 (далее - спорное здание).
Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Новосибирской области от 09.09.1999 N 948-р спорное здание закреплено за ГАУ НСО НПЦ на праве оперативного управления.
14.07.2000 зарегистрировано право оперативного управления ГАУ НСО НПЦ на спорное здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.10.2011 серии 54 АД N 469447, выданным взамен свидетельства от 14.07.2000 серии АА-54 N 119562.
С 2001 года спорное здание занимает отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новосибирску на основании охранно-арендных договоров, договора аренды нежилых помещений, а с 01.03.2007 занимает помещения в нём площадью 900,1 кв. м.
Помещение N 18 на плане второго этажа и помещение N 12 на плане первого этажа общей площадью 35,4 кв. м в спорном здании занимает ФГУП "Охрана" по договору аренды нежилых помещений от 31.05.2012 N 309, заключённому с ГАУ НСО НПЦ.
ТУ Росимущества в Новосибирской области письмом от 09.12.2011 N НК-18539/09 обратилось в Департамент с просьбой, о рассмотрении вопроса о передаче спорного здания из государственной собственности Новосибирской области в федеральную собственность с целью последующего его закрепления на праве оперативного управления за УВО ГУ МВД России по Новосибирской области.
Письмом от 17.01.2012 N 264/1-08/12 Департамент сообщил, что проводится работа по заключению договора безвозмездного пользования с УВО ГУ МВД России по Новосибирской области на помещения площадью 900,1 кв. м, расположенные в указанном спорном здании.
По договору передачи в безвозмездное пользование недвижимого имущества от 19.03.2012 N 257 УВО ГУ МВД России по Новосибирской области приняло нежилые помещения общей площадью 900,1 кв. м в спорном здании.
Полагая, что спорное здание должно быть передано в федеральную собственность, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статьи 4, части 2 статьи 48, частей 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ и исходили из того, что имущество, используемое полицией и необходимое для обеспечения её деятельности, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, передаётся в федеральную собственность.
В соответствии с абзацами вторым, четвёртым, девятым, десятым, одиннадцатым части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно частям 9, 10 статьи 54 Закона о полиции, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До возникновения права федеральной собственности на передаваемое имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая вышеназванные нормы права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорное здание подлежит передаче в федеральную собственность и правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Суды обоснованно отклонили довод ГАУ НСО НПЦ о том, что ФГУП "Охрана", занимающее часть спорного здания, является коммерческой организацией и не входит в установленную структуру органов и подразделений полиции.
Передача ФГУП "Охрана" функций по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, то есть технической стороны обеспечения охраны, от подразделений вневедомственной охраны осуществлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", которым также предусмотрено правопреемство названного предприятия от подразделений вневедомственной охраны, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.
Довод Департамента и ГАУ НСО НПЦ о несоблюдении порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов её субъектов, исключил возможность принятия решения о безвозмездной передаче имущества в одностороннем порядке.
На основании представленной в материалы дела переписки сторон, суд установил, что на рабочей встрече 26.04.2011 в Департаменте с участием заинтересованных лиц, в том числе ГАУ НСО НПЦ, принято решение об оформлении передачи здания в федеральную собственность при условии финансирования ремонтно-восстановительных и реставрационных работ здания.
Подлежит отклонению довод Департамента о том, что спорное здание предоставлено УВО ГУ МВД России по Новосибирской области в безвозмездное пользование, следовательно, отсутствуют какие-либо препятствия для его использования в уставной деятельности.
Заключение с УВО ГУ МВД России по Новосибирской области договора от 19.03.2012 N 257 передачи в безвозмездное пользование спорного здания не заменяет собой необходимости его передачи в федеральную собственность в соответствии с положениями Закона о полиции.
Суд кассационной инстанции считает, что судами фактические обстоятельства дела установлены правильно, отношениям сторон по делу дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, нарушений норм процессуального права не допущено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А45-13464/2012 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Каранкевич |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Передача ФГУП "Охрана" функций по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны, то есть технической стороны обеспечения охраны, от подразделений вневедомственной охраны осуществлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 66 "Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации", которым также предусмотрено правопреемство названного предприятия от подразделений вневедомственной охраны, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны.
Довод Департамента и ГАУ НСО НПЦ о несоблюдении порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
При этом судом учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, согласно которой безвозмездная передача государственной собственности предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов Российской Федерации и интересов её субъектов, исключил возможность принятия решения о безвозмездной передаче имущества в одностороннем порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2013 г. N Ф04-6454/12 по делу N А45-13464/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6103/13
13.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6103/13
30.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6103/13
04.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6454/12
27.09.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6866/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-13464/12