г. Тюмень |
|
4 февраля 2013 г. |
Дело N А03-1927/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Шуйская С.И.,
при ведении протокола помощником судьи Долгих М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" на решение от 18.05.2012 Арбитражного суда Алтайского края (судья Федотова О.А.) и постановление от 04.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А03-1927/2012 по иску открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, г. Кемерово, Бульвар Пионерский, 4А, ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935) к администрации Шелаболихинского района Алтайского края (659050, Алтайский край, с. Шелаболиха, ул. 50 лет Алтая, 4, ИНН 2290000973, ОГРН 1022202365162) о взыскании задолженности за поставленный товар и неустойки.
Третьими лицами в деле участвуют: общество с ограниченной ответственностью "Содружество", общество с ограниченной ответственностью "Алтай", общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Лобанова Т.Б.) и Арбитражного суда Кемеровской области (судья Шабалова Т.Ф.) в заседании участвовали представители:
открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - Чевтайкина Н.А. по доверенности от 23.12.2010;
администрации Шелаболихинского района Алтайского края - Асинин К.В. по доверенности от 28.01.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") 15.02.2012 обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к администрации Шелаболихинского района Алтайского края (далее - Администрация) о взыскании 40 000 рублей задолженности и 10 000 рублей неустойки.
Требования поставщика со ссылкой на статьи 363, 532 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы ответственностью заказчика за неисполнение покупателем обязательства по оплате поставленного товара (угля) по договору о поставке угля для муниципальных нужд от 10.12.2010 N 6601/10-2 во исполнение условий муниципального контракта от 16.08.2010 N 4188/10-2.
До принятия судебного акта истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), увеличил сумму иска до 2 488 380 рублей задолженности и 294 933 рублей 29 копеек неустойки.
К участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, привлечены покупатели: общество с ограниченной ответственностью "Содружество", общество с ограниченной ответственностью "Алтай", общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис".
Решением от 18.05.2012 Арбитражный суд Алтайского края отказал в удовлетворении иска.
Суд первой инстанции сделал вывод о недействительности соглашения об увеличении объема поставляемого товара по муниципальному контракту, которое не влечет юридических последствий в части обязанности ответчика по оплате товара.
Постановлением от 04.09.2012 Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод истца о необходимости определения объема поставляемого товара в соответствии с аукционной документацией.
В кассационной жалобе ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Заявитель кассационной жалобы указывает на неприменение судами, подлежащих применению статьи 527 ГК РФ и части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
По мнению заявителя, в нарушение пункта 2 статьи 170 АПК РФ суды не оценили его довод о соответствии аукционной документации условий дополнительного соглашения от 10.12.2010 N 2 об увеличении объема поставляемого товара. В этой связи заявитель полагает, что заключенный муниципальный контракт, не соответствующий условиям аукционной документации, ничтожен и должен быть приведен на этапе его исполнения в соответствие с документации об аукционе.
Представитель ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов и удовлетворении иска.
Администрация в отзыве отклонила доводы, изложенные в кассационной жалобе ОАО "УК "Кузбассразрезуголь". Ответчик сослался на пропуск заявителем срока кассационного обжалования, а также указал на недопустимость увеличения объема поставляемого товара сверх количества, определенного муниципальным контрактом.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал возражения против отмены судебных актов, пояснил, что не настаивает на доводе о пропуске заявителем срока кассационного обжалования.
Третьи лица отзывы на кассационную жалобу истца не направили, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
В ходе исследования материалов дела суд первой инстанции установил, что решением от 16.08.2010 N 07/10 комиссия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края согласовала возможность администрации Шелаболихинского района Алтайского края заключить муниципальный контракт на поставку угля на отопительный сезон 2010 - 2011 годов для нужд муниципального образования с единственным поставщиком ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" на условиях документации несостоявшегося аукциона от 16.08.2010 по цене контракта 12 661 560 рублей 67 копеек.
Вместе с тем, по условиям заключенного с администрацией Шелаболихинского района (заказчиком) муниципального контракта от 16.08.2010 N 4188/10-2 ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" (поставщик) обязалось заключить с покупателями договоры на поставку угля для муниципальных нужд в количестве 5 684 тонн на общую сумму 8 399 265 рублей 84 копеек.
Заказчик гарантирует (пункты 1.2, 4.2.2 контракта) своевременную оплату покупателями поставленного угля в соответствии с условиями, предусмотренными пунктом 3 контракта. В случае просрочки платежа покупателем оплату полученного угля обязуется осуществить заказчик (пункт 4.2.3 контракта).
Стороны предусмотрели (пункт 3.3 контракта), что цена одной тонны угля (пункт 3.2 контракта) является фиксированной на весь период действия контракта и изменению не подлежит, за исключением величины железнодорожного тарифа, которая может быть изменена только на основании нормативных правовых актов Российской Федерации.
Покупатель оплачивает товар (угль, партии угля) в течение 30 дней с момента получения всех необходимых сопроводительных документов (пункт 4.5 контракта).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту заказчик и покупатели согласно пункту 5.4 контракта несут солидарную ответственность, в том числе в части долга, пени, возмещения судебных издержек и других убытков поставщика.
Разнарядка на поставку угля покупателям, источники финансирования, объем и стоимость поставляемого угля содержатся в приложении N 1 к муниципальному контракту.
Впоследствии стороны заключили дополнительное соглашение от 16.08.2010 N 1 к муниципальному контракту об увеличении стоимости одной тонны угля марки ДР до 1 458 рублей 44 копеек, стоимости марки ДПКО - 1 804 рублей 32 копеек, а также увеличении цены контракта до 8 575 469 рублей 84 копеек.
Дополнительным соглашением от 10.12.2010 N 2 к муниципальному контракту стороны увеличили объем угля до 8 344 тонн и стоимость контракта до 12 454 920 рублей 24 копеек.
В приложении N 3 к муниципальному контракту предусмотрено увеличение объема поставки угля за счет дополнительной партии 2 660 тонн угля, с перечислением покупателей: ООО "Алтай" - 500 тонн угля марки ДР; ООО "Содружество" - 2 000 тонны угля марки ДР;
ООО "Теплосервис" - 160 тонн угля марки ДР.
При рассмотрении другого дела N А03-14040/2011 по иску заместителя прокурора Алтайского края о признании недействительными дополнительных соглашений от 16.08.2010 N 1, от 10.12.2010 N 2 к муниципальному контракту от 16.08.2010 N 4188/10-2 определением Арбитражного суда Алтайского края от 08.12.2011 производство по делу прекращено в связи с отказом от иска.
Соглашением от 30.05.2011 о расторжении дополнительных соглашений N 1 и N 2 к контракту стороны дополнительно предусмотрели приложение N 1 к контракту заменить на приложение N 2 об объеме поставки угля согласно дополнительному соглашению N 2 - 8 344 тонны угля на общую сумму 12 196 256 рублей 24 копейки, в том числе 2 000 тонны угля для ООО "Содружество" (покупателя) согласно договору поставки от 10.12.2010 N 6601/10-2.
Поскольку поставленный уголь был неполностью оплачен покупателем, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" заявило требования о взыскании с Администрации 2 488 380 рублей задолженности и 294 933 рублей 29 копеек неустойки, предусмотренной частью 9 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ.
В силу статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 ГК РФ).
Поставленный по договорам поставки товар для государственных (муниципальных) нужд оплачивается покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом (статья 532 ГК РФ). При этом государственный (муниципальный) заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя согласно статьям 361 - 367 ГК РФ.
На основании пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи, к которым взаимоотношения ответчиков по оспариваемому муниципальному контракту, исходя из характера взаимных прав и обязанностей и конкретных условий данного контракта, не относятся. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом.
Заказчик согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ вправе изменить по согласованию с поставщиком (если заказ размещается у единственного поставщика) не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.
Следовательно, количество поставляемых товаров в ходе исполнения контракта может быть изменено на десять процентов от количества, установленного в муниципальном контракте, а не от заявленного при проведении конкурса.
Так как стороны увеличили объем поставляемого угля более чем на десять процентов, суд первой инстанции на основании статьи 168 ГК РФ сделал правильный вывод о недействительности условий подписанного между сторонами соглашения от 30.05.2011 о расторжении дополнительных соглашений от 16.08.2010 N 1, от 10.12.2010 N 2 в части утверждения новой редакции приложения N 2 к муниципальному контракту об увеличении объема поставляемого угля свыше 10 процентов от первоначального.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции на законном основании отказал в удовлетворении иска поставщика о взыскании с поручителя стоимости поставленного покупателю товара.
Суд апелляционной инстанции правомерно поддержал решение суда первой инстанции.
Довод заявителя о несоответствии условий муниципального контракта условиям, содержащимся в конкурсной документации, не может быть принят во внимание, как противоречащий содержанию приведенных норм материального права, не предусматривающих учета конкурсной документации при определении условий контракта.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя об отмене судебных актов и вынесении в суде кассационной инстанции нового решения об удовлетворении иска подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.05.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.09.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1927/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заказчик согласно пункту 6 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ вправе изменить по согласованию с поставщиком (если заказ размещается у единственного поставщика) не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.
Следовательно, количество поставляемых товаров в ходе исполнения контракта может быть изменено на десять процентов от количества, установленного в муниципальном контракте, а не от заявленного при проведении конкурса.
Так как стороны увеличили объем поставляемого угля более чем на десять процентов, суд первой инстанции на основании статьи 168 ГК РФ сделал правильный вывод о недействительности условий подписанного между сторонами соглашения от 30.05.2011 о расторжении дополнительных соглашений от 16.08.2010 N 1, от 10.12.2010 N 2 в части утверждения новой редакции приложения N 2 к муниципальному контракту об увеличении объема поставляемого угля свыше 10 процентов от первоначального."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2013 г. N Ф04-6285/12 по делу N А03-1927/2012