г. Тюмень |
|
1 марта 2013 г. |
Дело N А70-4880/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Каранкевича Е.А.
судей Буракова Ю.С.
Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Тюмени на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 (судьи Еникеева Л.И., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) по делу N А70-4880/2012 Арбитражного суда Тюменской области по иску Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" к администрации города Тюмени об обязании принять в муниципальную собственность незавершённый строительством объект.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
В заседании приняли участие представители:
от администрации города Тюмени - Батарчук И.М. по доверенности от 26.12.2012 N 34/13;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области - Бабанова М.С. по доверенности от 09.01.2013 N 01/01-Д;
от Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" - Трапезникова Е.И. по доверенности от 28.02.2011.
Суд установил:
Федеральное казённое учреждение "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области" (далее - ФКУ "ИК-4", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к администрации города Тюмени (далее -Администрация, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность незавершённый строительством канализационный коллектор площадью 1 761,0 п. м, расположенный по адресу:
город Тюмень, улица Ямская - кп 2 (далее - спорный объект, коллектор канализации), в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в силу.
Решением суда от 10.09.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 решение отменено, исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию принять в муниципальную собственность канализационный коллектор в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в силу.
В кассационной жалобе Администрация, указывая на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель полагает, что суд апелляционной инстанции неправомерно применил к рассматриваемым правоотношениям постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), поскольку его положения регулируют взаимоотношения по неразграниченной собственности, а право собственности на спорный объект зарегистрировано за Российской Федерацией. По мнению заявителя суду следовало руководствоваться положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Поскольку согласия Администрации на принятие в муниципальную собственность спорного объекта получено не было, исковые требования не подлежали удовлетворению.
В судебном заседании представитель Администрации в полном объёме поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представители истца и третьего лица отклонили доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, считают постановление апелляционного суда законным и обоснованным.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Судами установлено и следует из материалов дела, что решением Тюменского городского совета народных депутатов от 05.01.1982 N 6-в исправительно-трудовому учреждению УВД Тюменского облисполкома разрешено проектирование и строительство канализационного коллектора.
Письмом от 11.10.2007 N 74/4/18-10635 ФКУ "ИК-4" просило Администрацию дать согласие на принятие из федеральной собственности в муниципальную имущество, находящееся на балансе ГУП ЯЦ 43/4 ГУИН Минюста России по УИН Тюменской области: канализационный коллектор L-1500 и канализация L-861 м, проходящие по улицам Авторемонтная - Ямская -Бакинских комиссаров.
Письмом от 24.10.2007 N 1/3900 Администрация сообщила, что не возражает против приёмки в муниципальную собственность канализационного коллектора и канализации, проходящих по улицам Авторемонтная - Ямская - Бакинских комиссаров.
Приказом от 06.11.2007 N 07-25417 Тюменского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" канализации, включающей в себя канализационный коллектор из керамических труб диаметром 300 мм, чугунных труб диаметром 500 мм, стальных труб диаметром 300 мм, 500 мм, 46 смотровых колодцев, расположенной по улицам Ямская - Авторемонтная - Бакинских комиссаров, присвоен адрес:
город Тюмень, улица Ямская - кп 2.
Право собственности на канализационный коллектор зарегистрировано за Российской Федерацией (свидетельство от 01.07.2008 N 72 НК 886756).
По договору от 26.11.2008 N 69-01 о передаче федеральному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества ФКУ "ИК-4" в оперативное управление было передано федеральное имущество, находящееся у него на балансе.
Дополнительным соглашением от 19.05.2010 N 1 к договору от 26.11.2008 N 69-01 канализационный коллектор вошёл в перечень объектов имущества, передаваемого в оперативное управление ФКУ "ИК-4".
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ издано распоряжение от 06.09.2010 N 286/04 о безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве оперативного управления за ФКУ "ИК-4", в собственность муниципального образования городской округ город Тюмень.
Письмами от 21.09.2010 N 3715юл, от 20.01.2011 N 5257юл Администрация выразила согласие на принятие в муниципальную собственность канализационного коллектора, но только после его ввода в эксплуатацию, вернув без подписания акт приёма-передачи
Отказ Администрации принять спорный объект в муниципальную собственность, послужил основанием для обращения ФКУ "ИК-4" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовался абзацами 1, 3 части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ и исходил из того, что безвозмездной передаче в муниципальную собственность подлежит имущество, нахождение которого в федеральной собственности не допускается. Установив, что канализационный коллектор используется истцом, суд пришёл к выводу о том, что он может находится в федеральной собственности. Кроме того суд счёл, что нарушен порядок передачи спорного объекта из федеральной собственности, поскольку отсутствует волеизъявление Администрации на его принятие в собственность муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции, правомерно отменяя принятое решение и удовлетворяя требование истца, пришёл к выводу о том, что канализационный коллектор, являющийся объектом инженерной инфраструктуры города, подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1, в связи с чем не может находиться в федеральной собственности. Отклоняя довод о том, что спорный объект эксплуатируется истцом, следовательно, не может быть передан в муниципальную собственность, суд исходил из установленных по делу обстоятельств о том, что к канализационному коллектору подключено множество иных организаций, включая жилые дома.
Исследовав фактические обстоятельства дела, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости учёта волеизъявления органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность сторонами соблюдён.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции и не оспаривается сторонами, процедура оформления документов, необходимых для передачи имущества в муниципальную собственность, соблюдена.
О возможности принятия спорного объекта в муниципальную собственность свидетельствуют письма Администрации от 21.09.2010 N 3715юл, от 20.01.2011 N 5257юл. Указание в письмах на возможность принятия объекта в собственность только после его ввода в эксплуатацию, не основано на каком-либо нормативном акте. Необходимость ввода спорного объекта в эксплуатацию не является основанием для отказа в принятии имущества в муниципальную собственность, поскольку передача и принятие не обусловлены возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей. Ответчиком также не указано объективных причин, препятствующих принятию имущества в собственность при отсутствии формального ввода в эксплуатацию спорного объекта.
Поскольку канализационный коллектор представляет собой объект инженерной инфраструктуры города, предназначенный, в том числе, для обслуживания населения, он, независимо от того, на чьём балансе находится, а также независимо от включения его в реестр федеральной собственности, в силу прямого указания закона - Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 является муниципальной собственностью, и на основании пункта 2 данного Постановления подлежит передаче в муниципальную собственность.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь изложенными нормами права и принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, правомерно удовлетворил исковые требования.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции правильно, отношениям сторон по делу дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае, нарушений норм процессуального права не допущено.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу N А70-4880/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Каранкевич |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, правомерно отменяя принятое решение и удовлетворяя требование истца, пришёл к выводу о том, что канализационный коллектор, являющийся объектом инженерной инфраструктуры города, подлежит безвозмездной передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность в силу Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1, в связи с чем не может находиться в федеральной собственности. Отклоняя довод о том, что спорный объект эксплуатируется истцом, следовательно, не может быть передан в муниципальную собственность, суд исходил из установленных по делу обстоятельств о том, что к канализационному коллектору подключено множество иных организаций, включая жилые дома.
...
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
...
Поскольку канализационный коллектор представляет собой объект инженерной инфраструктуры города, предназначенный, в том числе, для обслуживания населения, он, независимо от того, на чьём балансе находится, а также независимо от включения его в реестр федеральной собственности, в силу прямого указания закона - Приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 является муниципальной собственностью, и на основании пункта 2 данного Постановления подлежит передаче в муниципальную собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 марта 2013 г. N Ф04-773/13 по делу N А70-4880/2012
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-773/13
06.12.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9176/12
29.11.2012 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-4880/12
16.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9176/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-4880/12