г. Тюмень |
|
15 марта 2013 г. |
Дело N А27-13970/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 24.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-13970/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650099, город Кемерово, улица Ноградская, 19, А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) об оспаривании предписания.
В судебном заседании приняла участие представитель открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" - Базылева Т.В. по доверенности от 28.12.2011 N 248/2-2.2
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее по тексту - ОАО "СКЭК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, заинтересованное лицо) от 10.04.2012 N ВЗН-083/4 по устранению выявленных нарушений в результате проверки нарушений условий использования водного объекта.
Решением от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты как принятые с нарушением норм материального права и несоответствии обстоятельствам дела.
Подробно доводы общества изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Кемеровской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Кемеровской области от 15.02.2012 N 084-кн проведена плановая проверка в отношении ОАО "СКЭК".
В ходе данной проверки установлено, что ОАО "СКЭК" в период с 2009 по 2011 годы оказало негативное влияние на воды водного объекта р. Южный Шурап, допустив увеличение концентрации иона аммония, нитратов, сульфатов и полифосфатов в воде водного объекта р. Южный Шурап после сброса сточных вод выпуском N 5, тем самым, нарушив требования законодательства в сфере охраны окружающей среды по соблюдению качества сточных вод при сбросе их в водный объект.
Кроме того, обществом не выполнены подпункты 10, 14 пункта 2.3 условий использования водного объекта решения о предоставлении водного объекта в пользование N 0037/РРЧ/Сс - 03.2009.
По результатам проверки выявленные нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды зафиксированы в акте от 10.04.2012.
Вышеуказанные нарушения явились основанием для вынесения в отношении общества предписания об устранении выявленных нарушений от 10.04.2012 N ВЗН-083/4, которым Управление Росприроднадзора по Кемеровской области обязало общество обеспечить соблюдение установленного решением на сброс максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах по выпуску N 5, для чего разработать и реализовать эффективные мероприятия по предотвращению негативного воздействия на водный объект - р. Южный Шурап в срок до 01.10.2012.
Считая предписание незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" приказом Минприроды РФ от 30.08.2011 N 709 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Кемеровской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
В указанный список общество внесено под N 444 ИНН 4205153492.
Судами обеих инстанций установлено, что в отношении ОАО "СКЭК" проведена плановая проверка на основании утвержденного и согласованного с органами прокуратуры плана контрольно-надзорной деятельности на 2012 год, в соответствии с указанными в плане объектами государственного контроля.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что проверка проведена в соответствии с действующим законодательством, в пределах полномочий и компетенций Управления Росприроднадзора.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование от 20.03.2009 N 0037/РРЧ/Сс-03.2009 ОАО "СКЭК" использует водный объект - реку Полуденный Шурап (Южный Шурап) для осуществления сброса сточных вод.
Одним из условий использования водного объекта является соблюдение утвержденных нормативов допустимого сброса (НДС) веществ и микроорганизмов от 19.02.2009 N КЕМ-21/5-2542-09. Подпунктом 10 пункта 2.3 указанного решения, предусматривающего условия использования водного объекта, установлены максимальные нормативы содержания загрязняющих веществ и микроорганизмов в сточных и дренажных водах и показатели свойств сточных и дренажных вод.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 2.3 решения условием использования водного объекта - реки Полуденный Шурап является, в том числе, обеспечение водопользователем соблюдения требований законодательства по предотвращению загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранению и охране среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами
В силу положений пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Факт сброса в водный объект - р. Южный (Полуденный) Шурап с превышением установленных НДС с 2009 года обществом не оспаривается. Заявитель считает, что Администрация (собственник) обязана провести модернизацию городских очистных сооружений, разработать проект и внедрить технологии денитрификации и дефосфатации сточных вод.
Судами обеих инстанций указанному доводу дана оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ).
ОАО "СКЭК" владеет и пользуется имуществом для удовлетворения нужд абонентов г. Березовского в водоснабжении и водоотведении на основании договора аренды от 20.06.2002 и договора перенайма от 06.11.2008 N 8-03-08.
Согласно указанным договорам пользование имуществом предоставлено только ОАО "СКЭК", приняты им во временное владение и пользование гидротехнические сооружения без системы очистки промывных вод.
При рассмотрении спора по существу, судами установлено, что обществом не соблюдаются условия Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 20.03.2009 N 0037/РРЧ/Сс-03.2009, а именно: подпункта 10 пункта 2.3 решения в части превышения максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах на выпуске N 3 по БПКполн. в 1, 15 раза, сухому остатку в 1, 11 раза, нитратам в 1, 82 раза, сульфатам в 1, 61 раза, фосфатам в 2, 378 раза, свинцу в 4, 5 раза; подпункта 20 пункта 2.3 в части невыполнения мероприятий, указанных в информации о намечаемых водоохранных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации на 2009-2013 годы, прилагаемой к решению в установленные сроки. Запланированные денежные средства на 2011 год не освоены, в частности на проектирование, согласование в установленном порядке и строительство ОСК пос. ш. "Южная" в объеме 60 млн. руб., на проектирование и строительство канализационного коллектора в пос. ш. Березовская" до городских очистных сооружений в объеме 46 млн. руб.; на проектирование и строительство станции обезжелезивания природной воды в пос. ш. "Южная" в объеме 30 млн. руб.; на установку механической решетки фирмы "Экотон" в здании решеток ГОС в объеме 0, 7 млн. руб.; на внедрение технологий денитрификации и дефосфотации сточных вод на ГОС (выпуск N 3).
Судами установлено, что обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что оно принимало какие-либо действия по улучшению качества сбрасываемых сточных вод во исполнение условий договора аренды от 20.06.2002.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ОАО "СКЭК" не предпринимало все зависящие от него меры по соблюдению требований природоохранного законодательства и избежания риска неблагоприятных последствий.
Доводы ОАО "СКЭК", изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку и обоснованно отклонены. В силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13970/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
...
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны осуществлять хозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2013 г. N Ф04-899/13 по делу N А27-13970/2012