г. Тюмень |
|
21 марта 2013 г. |
Дело N А27-10591/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Лукьяненко М.Ф.
Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" на решение от 20.08.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Шабалова О.Ф.) и постановление от 21.11.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Марченко Н.В., Кайгородова М.Ю.) по делу N А27-10591/2012 по иску государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (650099, город Кемерово, улица Н. Островского, 32, 408, ИНН 4205006434, ОГРН 1024200722523) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" (652616, Кемеровская область, город Белово, улица Вахрушева, 12, ИНН 4202030492, ОГРН 1074202000597) о взыскании задолженности.
Суд установил:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" (далее - ООО "Теплоэнергетик") о взыскании 9 110 440 рублей отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за периоды с 01.04.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 20.08.2012 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Руководствуясь положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 3, 7, 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Закона Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-03 "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" (далее - Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-03) и распоряжения Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области" (далее - распоряжение от 31.01.2000 N 58-р), суды исходили из включения в тариф ответчика расходов на целевые отчисления для реализации региональной целевой программы энергосбережения и отсутствия перечисления в спорные периоды.
ООО "Теплоэнергетик" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражного суда первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что суды не применили положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" и применили, не подлежащие применению, Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-03 и распоряжение от 31.01.2000 N 58-р, которые противоречат вышеуказанному Федеральному закону и Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону "О теплоснабжении", Налоговому кодексу Российской Федерации. Принятие данных нормативных актов не входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По мнению ООО "Теплоэнергетик", суды не учли, что утвержденный Департаментом цен и тарифов Кемеровской области тариф не учитывает реальные затраты ответчика на получение тепловой энергии. Программы по энергосбережению и компенсации ответчику затрат на выполнение мероприятий по энергосбережению истцом не осуществляются. Расходы ответчика на модернизацию и техническое перевооружение основных средств в целях повышения энергоэффективности, произведенные во исполнение региональной программы энергосбережения РЭК Кемеровской области, не учтены при формировании тарифа на 2010 год.
В отзыве на кассационную жалобу ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" возражает против ее доводов, просит оставить решение арбитражного суда первой и постановление апелляционной инстанций без изменения, как соответствующие законодательству.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, во исполнение положений Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий принят Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ.
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 названного Закона в качестве основного такого источника определены отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
Статьей 3 Закона Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 N 97-Р, от 14.11.2003 N 1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 61, от 17.07.2006 N 139) утверждено Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области" (далее - Положение).
В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Установленный Положением размер отчислений составляет 1 процент от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед ГБУ "Кузбасский центр энергосбережения" о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 Положения).
Оперативное управление целевыми средствами согласно Положению, осуществляет ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" (переименован в Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области), в том числе осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций, выступает в суде в качестве истца и ответчика при рассмотрении любых споров, связанных с формированием и использованием целевых средств, в том числе обращается в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций (пункты 3.1, 3.2 Положения).
Включение отчислений на целевые средства в структуру регулируемых цен (тарифов) осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (пункт 3.3 Положения).
ООО "Теплоэнергетик" включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области тарифы на тепловую энергию, реализуемую обществом на потребительский рынок, утверждены с учетом 1 процента отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения (постановления РЭК Кемеровской области от 28.03.2008 N 26, от 05.12.2008 N 256, от 05.12.2008 N 257, от 30.12.2009 N 271, от 30.12.2009 N 272).
Неисполнение ответчиком предусмотренной законодательством обязанности по отчислению целевых средств на энергосбережение, включенных в структуру регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ответчиком, в размере 1 процента от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии установленной нормативными актами Кемеровской области, принятыми в пределах полномочий, обязанности ООО "Теплоэнергетик" по перечислению ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" целевых средств на энергосбережение.
Апелляционный суд согласился с решением арбитражного суда первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с законом Кемеровской области "Об энергосбережении на территории Кемеровской области" от 14.01.1999 N 9-ОЗ под энергосбережением понимается комплекс правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых и иных нетрадиционных источников энергии (статья 1). Законодательство Кемеровской области об энергосбережении состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области (статья 3).
Статьей 6 данного Закона к полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области отнесено определение направлений проведения государственной энергосберегающей политики, утверждение краткосрочных и среднесрочных региональных программ энергосбережения и обеспечение их реализации, формирование инвестиционной политики, разработка финансово-экономических механизмов в области энергосбережения, определение порядка консолидации отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на энергию, в том числе их размер, источник, механизм включения в тарифы. К источникам финансирования программ и мероприятий по энергосбережению наряду со средствами бюджетов различных уровней отнесены также собственные средства предприятий и организаций и целевые средства, включаемые в структуру регулируемых тарифов (статья 16 указанного Закона).
Согласно статье 2 закона Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ источником формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Статьей 3 закона Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
Поскольку истец осуществляет оперативное управление целевыми средствами на энергосбережение, целевые отчисления в размере 1 процента учтены при расчета тарифа на тепловую энергию, доказательств перечисления ответчиком суммы целевых средств в материалы дела не представлено, расчет исковых требований не оспорен, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у ООО "Теплоэнергетик" обязанности уплатить ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" сумму задолженности в заявленном размере.
Довод кассационной жалобы о принятии государственными органами Кемеровской области нормативных актов, устанавливающих размер и порядок консолидации целевых отчислений на обеспечение программ энергосбережения, с превышением полномочий ошибочен.
Конституцией Российской Федерации регулирование вопросов в сфере энергосбережения не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем, данный вопрос подлежит собственному правовому регулированию субъектов Российской Федерации, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 7 данного Федерального закона предусмотрен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который является открытым.
Частью 2 статьи 14 указанного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.08.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А27-10591/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 7 данного Федерального закона предусмотрен перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который является открытым.
Частью 2 статьи 14 указанного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2013 г. N Ф04-693/13 по делу N А27-10591/2012