г. Томск |
|
21 ноября 2012 г. |
Дело N А27-10591/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.11.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.11.2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Марченко Н. В.
Кайгородовой М.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аюшевым Д.Н.
при участии:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.08.2012
по делу N А27-10591/2012 (судья Шабалова О.Ф.)
по иску государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (ОГРН 1024200722523)
к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" (ОГРН 1074202000597)
о взыскании 9 110 440 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - ГБУ КО "Кузбасский центр энергоснабжения") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергетик" (далее - ООО "Теплоэнергетик") о взыскании 9 110 440 руб. отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за периоды с 01.04.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Требования обоснованы статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ, Законом Кемеровской области N 78 от 09.12.1999 и распоряжением Администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения" (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 N 97-Р, от 14.11.2003 N 1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 61, от 17.07.2006 N 139).
Решением суда от 20.08.2012 (резолютивная часть решения объявлена 16.08.2012) исковые требования ГБУ КО "Кузбасский центр энергоснабжения" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда, ООО "Теплоэнергетик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение полностью и принять по делу новое решение. Апелляционная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права; неполным выяснением обстоятельств имеющих значение для дела. Более подробно доводы изложены непосредственно в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в суд в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, во исполнение положений Федерального закона "Об энергосбережении" от 23.11.2009 N 261 для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий 09.12.1999 принят Закон Кемеровской области N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" (далее Закон N 78-ОЗ).
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российский Федерации.
Согласно статье 2 названного Закона в качестве основного такого источника определены отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
Статьей 3 Закона N 78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
Распоряжением Администрации Кемеровской области N 58-р от 31.01.2000 "Об утверждении Положения о порядке формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения" (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 N 97-Р, от 14.11.2003 N 1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 61, от 17.07.2006 N 139) утверждено Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области" (далее - Положение).
В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Установленный Положением размер отчислений составляет 1 % от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед ГБУ "Кузбасский центр энергосбережения" о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (п.2.2 Положения).
Оперативное управление целевыми средствами согласно Положению, осуществляет ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" (переименован в Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области), в том числе осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций, выступает в суде в качестве истца и ответчика при рассмотрении любых споров, связанных с формированием и использованием целевых средств, в том числе обращается в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций (п.3.1, 3.2 Положения).
Включение отчислений на целевые средства в структуру регулируемых цен (тарифов) осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (п.3.3 Положения).
ООО "Теплоэнергетик" (ответчик) включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, что обществом не оспаривается.
Региональной энергетической комиссией Кемеровской области утверждены тарифы на тепловую энергию, реализуемую обществом на потребительский рынок, утверждены с учетом 1% отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения (Постановления РЭК КО от 28.03.2008 N 26, от 05.12.2008 N256, от 05.12.2008 N 257, от 30.12.2009 N 271, от 30.12.2009 N 272).
Неисполнение ответчиком, включенным в реестр энергоснабжающих организаций, предусмотренной законодательством обязанности по отчислению целевых средств на энергосбережение, включенных в структуру регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ответчиком, в размере 1% от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из обоснованности и доказанности исковых требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Как верно установлено судом первой инстанции, 14.01.1999 был принят закон Кемеровской области "Об энергосбережении на территории Кемеровской области" N 9-ОЗ, согласно которому под энергосбережением понимается комплекс правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых и иных нетрадиционных источников энергии (ст. 1). Законодательство Кемеровской области об энергосбережении состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области (ст. 3).
Данным законом к полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области отнесено определение направлений проведения государственной энергосберегающей политики, утверждение краткосрочных и среднесрочных региональных программ энергосбережения и обеспечение их реализации, формирование инвестиционной политики, разработка финансово-экономических механизмов в области энергосбережения, определение порядка консолидации отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на энергию, в том числе их размер, источник, механизм включения в тарифы (ст. 6). К источникам финансирования программ и мероприятий по энергосбережению наряду со средствами бюджетов различных уровней отнесены также собственные средства предприятий и организаций и целевые средства, включаемые в структуру регулируемых тарифов (ст. 16).
Для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области 09.12.1999 был принят Закон Кемеровской области N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", которым установлено, что источником формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет (ст. 2).
Статьей 3 названного Закона N 78-ОЗ от 09.12.1999 определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 N 139) утверждено Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области".
Согласно п. 2.2. Положения размер отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на электрическую (тепловую энергию), составляет один процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Оперативное управление целевыми средствами согласно Положению осуществляет ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" (после переименования - ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения"), в том числе осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций, выступает в суде в качестве истца и ответчика при рассмотрении любых споров, связанных с формированием и использованием целевых средств, в том числе обращается в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций (п. п. 3.1., 3.2. Положения).
Согласно п. 3.3. Положения включение отчислений на целевые средства в структуру регулируемых цен (тарифов) осуществляет РЭК Кемеровской области.
Судом первой инстанции верно установлено, что утвержденные постановлениями РЭК Кемеровской области от 27.12.1999 N 222 и от 29.12.2009 N 242 тарифы не оспорены, не отменены и фактически применялись ответчиком в спорный период при расчетах с потребителями тепловой энергии.
Принимая во внимание, что в структуру тарифов, утвержденных РЭК Кемеровской области для ООО "Теплоэнергетик" на 2009, 2010 г., были включены целевые отчисления для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, то согласно положениям приведенных нормативных правовых актов Кемеровской области у ответчика возникла обязанность по перечислению указанных целевых средств на специальный счет ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения".
В связи с тем, что отчеты о стоимости фактически реализованной энергии и услуг по ее передаче ответчиком в адрес ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения" в нарушение п. 2.2. Положения о порядке формирования и использования целевых средств представлены не были, истец произвел начисление на основании данных, предоставленных РЭК Кемеровской области о плановых объемах целевых средств энергосбережения, включенных в тариф энергоснабжающей организации.
Расчет ответчиком документально не опровергнут. Доказательств уплаты 9 110 440 руб. в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за период с 01.04.2009 по 31.12.2009 и с 01.01.2010 по 31.12.2010 ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен судом первой инстанции правомерно.
Довод ответчика об отсутствии у органов исполнительной власти субъекта РФ права на установление отчислений на энергосбережение в силу положений Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был предметом исследования суда первой инстанции, в результате чего получил надлежащую правовую оценку.
Так, исходя из требований ст. ст. 71, 72 Конституции РФ, регулирование вопросов в сфере энергосбережения не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В силу ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Судом первой инстанции верно указано, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусмотрены ст. 7 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный перечень носит открытый характер.
При этом названный Федеральный закон не устанавливает запрет на использование субъектами РФ внебюджетных источников на цели энергосбережения. Более того, в ч. 2 ст. 14 указанного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" были утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области N 161 от 25.06.2007 утверждена долгосрочная целевая программа "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области" на 2008 - 2013 гг., постановлением N 363 от 31.08.2010 утверждена Комплексная региональная целевая программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2010 - 2012 гг. и на перспективу до 2020 г., которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств (в том числе целевых средств в объеме 2720,092 млн. руб.). При этом одним из исполнителей программы является ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения".
Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-03 "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" и распоряжение Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р "Об утверждении Положения о порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области" в спорный период являлись действующими, не были отменены и в установленном законом порядке не обжалованы.
При этом судом первой инстанции верно указано, что ссылка в преамбуле закона Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ на Федеральный закон N 28-ФЗ "Об энергосбережении", утративший силу в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, не влечет автоматическое признание утратившим силу закона Кемеровской области, принятого в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержит положений об отмене или признании недействующими ранее принятых законов субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения.
Довод апеллянта о том, что истец является вновь созданной организаций опровергается материалам дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции, по настоящему делу не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.08.2012 по делу N А27-10591/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Марченко Н. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10591/2012
Истец: ГБУ КО "Кузбасский центр энергосбережения", государственное бюджетное учреждение "Кузбасский центр энергосбережения"
Ответчик: ООО "Теплоэнергетик"