г. Тюмень |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А45-21534/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский партнер" на решение от 18.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 18.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А45-21534/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирский партнер" (630084, г. Новосибирск, ул. 25 лет Октября, 5, ИНН 5401354711, ОГРН 1125476019976) к мэрии г. Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании незаконным отказа.
В заседании принял участие представитель мэрии г. Новосибирска Соломатина А.С. по доверенности от 09.01.2013 N 01/40/00069.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирский партнер" (далее - ООО "Сибирский партнер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии г. Новосибирска (далее - мэрия, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выборе земельных участков по улице 2-й Кирзавод в Октябрьском районе города Новосибирска для размещения объектов - "Спортивный зал" и "Детский сад с центром эстетического воспитания детей", оформленных постановлениями мэрии от 11.05.2012 N 4390 и N 4389, и обязании мэрии в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества повторно рассмотреть заявление N 2 от 26.03.2012 с принятием в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, утверждающее акт о выборе земельных участков в соответствии с вариантами выбора земельных участков.
Решением от 18.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
Заявитель жалобы указывает, что доказательства невозможности предоставления обществу испрашиваемых земельных участков не представлены, документально не подтверждено, что на момент рассмотрения заявления существовали какие-либо препятствия и ограничения для выбора земельных участков, оснований для отказа в удовлетворении заявления общества у мэрии не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель мэрии просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.02.2012 ООО "Сибирский партнер" обратилось в мэрию с заявлением N 1 о предоставлении земельного участка для строительства спортивного зала и ледового катка открытого на земельном участке N 1 и земельном участке N 2 по ул. 2-й Кирзавод в Октябрьском районе г. Новосибирска согласно приложенным схемам.
26.03.2012 в ответ на письмо мэрии от 21.03.2012 N 3384-10/13 общество направило заинтересованному лицу письмо N 2, в котором указало на то, что просит рассмотреть на комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска материалы, предоставленные 22.02.2012, с уточнением, а именно - предоставить в аренду земельные участки, в том числе, участок N 2 для строительства детского сада с центром эстетического воспитания детей.
11.05.2012 в соответствии с решением комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 19.04.2012 N 334, п. 5.35 и п. 5.34), мэрией приняты постановления N 4389 и 4390 об отказе ООО "Сибирский партнер" в размещении объектов - "детский сад с центром эстетического воспитания детей" и "спортивный зал", соответственно, по ул. 2-й Кирзавод в Октябрьском районе.
15.05.2012 общество обратилось с заявлением N 3 в мэрию с просьбой повторно рассмотреть на комиссии вопрос о выборе двух земельных участков для названных выше объектов. Дополнительно сообщено, что строительство и дальнейшая эксплуатация объектов будет производиться за счет средств частных инвесторов.
Мэрия в лице Департамента строительства и архитектуры письмом от 08.06.2012 N 8178-10/13, 01/4618 сообщила, что по данному вопросу общества комиссией приняты отказы (протокол от 19.04.2012 N 334, п. 5.34 и п. 5.35).
Полагая, что отказы не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемые отказы правомерны и не нарушают законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности. При этом суд исходил из того, что 19.04.2012 комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол N 334, подпункт 10.19) принято решение об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского сада по ул. 2-й Кирзавод в Октябрьском районе, что явилось основанием для принятия мэрией постановлений от 11.05.2012 N 4389 и 4390 об отказе ООО "Сибирский партнер" в выборе земельных участков.
На основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска о резервировании земель для капитального строительства в дальнейшем мэрия издала постановление от 06.07.2012 N 6659, которым утвердила границы зоны площадью 4 613 кв. м планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - детского сада по ул. 2-й Кирзавод в Октябрьском районе.
Оставляя решение суда первой инстанции в силе, апелляционный суд указал, что в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке.
В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 30 ЗК РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) статья 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" дополнена абзацем следующего содержания: "отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В статье 70.1 ЗК РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений) решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
- документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
- решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Судами установлено, что 06.07.2012 было издано постановление мэрии N 6659 "Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения", принятое на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 19.04.2012 N 334, подпункт 10.19) и в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Данное решение комиссии не было оспорено заявителем, не признано судами незаконным, нарушающим права общества, что позволяет прийти к выводу о законности процедуры резервирования земель, начатой до момента отказа заявителю в выборе земельного участка, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии препятствий обществу для выбора земельных участков и их представления для размещения объектов, правомерно отклонив довод заявителя о недоказанности существования таких препятствий на момент рассмотрения заявления общества.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что обществу письмом от 21.03.2012 N 3384-10/13 предложено выбрать иные участки под строительство планируемых объектов, а также после завершения процедуры резервирования и формирования участка под строительство, общество может принять участие в конкурсе на строительство детского сада для муниципальных нужд на спорном участке.
В связи с изложенным суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что отказы, выраженные в постановлениях от 11.05.2012 N 4389 и N 4390, соответствует закону, не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПАК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 18.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-21534/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирский партнер" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что 06.07.2012 было издано постановление мэрии N 6659 "Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения", принятое на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 19.04.2012 N 334, подпункт 10.19) и в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Данное решение комиссии не было оспорено заявителем, не признано судами незаконным, нарушающим права общества, что позволяет прийти к выводу о законности процедуры резервирования земель, начатой до момента отказа заявителю в выборе земельного участка, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии препятствий обществу для выбора земельных участков и их представления для размещения объектов, правомерно отклонив довод заявителя о недоказанности существования таких препятствий на момент рассмотрения заявления общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2013 г. N Ф04-1209/13 по делу N А45-21534/2012