г. Тюмень |
|
19 марта 2013 г. |
Дело N А27-13801/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Маняшиной В.П.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Обухова Г.П.) и постановление от 27.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-13801/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (650099, город Кемерово, улица Ноградская, 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области (далее - управление) от 10.04.2012 N ВЗН-083/158 по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению, использованию и охране недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами.
Решением от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обществом не было нарушено лицензионное соглашение к лицензии КЕМ 01437 ВЭ, поскольку срок исполнения данного условия лицензионного соглашения истек до получения обществом лицензии. Суды не учли, что управлением проведена проверка за пределами своей компетенции.
Управление отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, управлением проведена плановая проверка соблюдения обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования, в ходе которой установлено использование обществом на участках недр "Каменский" (лицензия КЕМ N 01437 ВЭ) запасов подземных вод, не прошедших государственную экспертизу и государственный учет, а также непредставление отчета о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод.
По результатам проверки управлением составлен акт от 10.04.2012 N ВЗН-083 и вынесено предписание от 10.04.2012 N ВЗН-083/15 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.
В качестве основания для вынесения предписания указаны пункт 10 части 2 статьи 22, пункт 4 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункт 151 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 N 71, пункт 6.1 условий лицензии КЕМ 01437 ВЭ.
Согласно предписанию общество обязано в срок до 01.06.2013 представить в управление Кузбасснедра геологический отчет о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод по участку "Каменский".
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что предписание соответствует требованиям законодательства, не нарушает права и законные интересы общества, вынесено управлением в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктом 6.1 лицензионного соглашения (приложение к лицензии КЕМ 01437 ВЭ, выданной 02.06.2009) установлена обязанность недропользователя выполнять требования по рациональному использованию и охране недр в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации "О недрах" и статьей 92 Водного кодекса Российской Федерации, соблюдать условия и требования, установленные в нормативных документах, касающихся условий недропользования и в настоящей лицензии.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно статье 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.
Аналогичная норма содержится в пункте 4 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 69 (далее - Положение о государственной экспертизе).
Положением о государственной экспертизе и Требованиями к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденными приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 569, предусмотрено, что подготовку и предоставление документов на государственную экспертизу осуществляет пользователь недр.
Исходя из указанных норм права, пользователь недр должен иметь заключение государственной экспертизы их запасов, проведенной на основании предоставленных им материалов по подсчету запасов полезных ископаемых.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что общество осуществляет деятельность по добыче подземных вод на участках недр "Каменский" для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой промышленных объектов на территории города Березовский на основании лицензии КЕМ 01437 ВЭ, выданной 02.06.2009.
Названная лицензия была выдана обществу в порядке перехода права от общества с ограниченной ответственностью "Березовский городской водоканал" и переоформления лицензии КЕМ 00993 ВЭ.
Общество использует запасы подземных вод, не прошедших государственную экспертизу и государственный учет, в отсутствие отчета о результатах эксплуатации водозабора с подсчетом запасов подземных вод. Данный факт обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах правомерным является вывод судов о нарушении обществом положений пункта 10 части 2 статьи 22, пункта 4 статьи 23 Закона о недрах, пункта 6.1 условий лицензии КЕМ 01437 ВЭ.
При этом суды правильно указали, что истечение срока действия лицензии КЕМ 01437 ВЭ и выдача новой лицензии не исключает обязанность общества по подсчету запасов подземных вод на участке "Каменский", который эксплуатируется без постановки запасов подземных вод на государственный учет, и не свидетельствует о неправомерности предписания, выданного для устранения нарушений, выявленных 10.04.2012.
На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 59, 60 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.12.2007 N 319 (действовавший на момент проведения проверки и выдачи предписания), суды обоснованно отметили, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений пункта 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктов 3, 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2004 N 293, суды признали, что оспариваемое предписание вынесено управлением в рамках предоставленных ему полномочий.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.10.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13801/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 59, 60 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.12.2007 N 319 (действовавший на момент проведения проверки и выдачи предписания), суды обоснованно отметили, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается с указанием сроков их устранения.
Исходя из положений пункта 5.1.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, пунктов 3, 4 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2004 N 293, суды признали, что оспариваемое предписание вынесено управлением в рамках предоставленных ему полномочий."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 марта 2013 г. N Ф04-882/13 по делу N А27-13801/2012