г. Тюмень |
|
1 апреля 2013 г. |
Дело N А03-12212/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 01 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лошкомоевой В.А.
судей Есикова А.Н.
Коробейниковой О.С.
при ведении протокола помощником судьи Сизиковой Л.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на решение от 12.10.2012 (судья В.В. Синцова) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.01.2013 (судьи Колупаева Л.А., Журавлёва В.А., Хайкина С.Н.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12212/2012 по заявлению конкурсного управляющего закрытого акционерного общества "Сибирь" (658180, Алтайский край, Чарышский район, село Тулата, улица Центральная, 63, ИНН 2288000221, ОГРН 1022202956170) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (656000, Алтайский край, город Барнаул, улица Советская, 16, ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132) о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) в заседании участвовали конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Сибирь" Бермешев А.А., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Воеводина Я.С. по доверенности от 20.12.2012.
Суд установил:
конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Сибирь" (далее - ЗАО "Сибирь") Бермешев А.А. обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление ФРС) о признании незаконным решения от 18.07.2012 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, об обязании зарегистрировать право собственности на незавершённый строительством объект - бригадный дом литера А, общей площадью 275,8 квадратных метра, кадастровый номер 22:58:000000:00:01:258:600:000005100, расположенный по адресу: Алтайский край, Чарышский район, село Долинское, улица Центральная, 26 Б, о признании незаконным решения от 18.07.2012 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, об обязании зарегистрировать право собственности на здание коровника блочного (молочное отделение) литера А, общей площадью 223,5 квадратных метра, кадастровый номер 22:58:0000:00:01:25 8:600:000005180, расположенное по адресу: Алтайский край, Чарышский район, село Тулата, улица Центральная, 1 М, о признании незаконным решения от 18.07.2012 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, об обязании зарегистрировать право собственности на здание цеха по ремонту комбайнов (гараж) литера А, общей площадью 1 276,8 квадратных метра, кадастровый номер 22:58:0000:00:01:258:600:000005080, расположенное по адресу: Алтайский край, Чарышский район, село Тулата, улица Центральная, 62 а, о признании незаконным решения от 18.07.2012 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, об обязании зарегистрировать право собственности на здание магазина литера А, общей площадью 130,3 квадратных метра, кадастровый номер 22:58:070202:71:01:258:003:000002580, расположенное по адресу: Алтайский край, Чарышский район, село Усть Тулатинка, улица Центральная, 33.
Решением от 12.10.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.01.2013, заявленные требования удовлетворены.
С решением от 12.10.2012 и постановлением от 09.01.2013 не согласилось Управление ФРС, в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Заявитель считает, что представленные конкурсным управляющим ЗАО "Сибирь" правоустанавливающие документы на спорные объекты не свидетельствуют о наличии юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения права собственности заявителя на объекты недвижимости в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правомерность отказов Управления ФРС в государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости подтверждена установленными обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, а также основана на подлежащих применению нормах материального права. Правоустанавливающие документы не содержат адрес (местонахождение) спорных объектов. План приватизации и акты N 1, 2 не соответствуют требованиям законодательства, предъявляемым к правоустанавливающим документам, а именно: статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), пунктам 4, 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721, разделу 2, пункту 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, являющихся приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, действовавшего на момент приватизации.
Представитель заявителя доводы кассационной жалобы в судебном заседании поддержал.
Конкурсный управляющий ЗАО "Сибирь" Бермешев А.А. с кассационной жалобой не согласился, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлением администрации Чарышского района Алтайского края от 01.10.1993 N 221 зарегистрировано акционерное общество закрытого типа "Сибирь", которое является правопреемником прав и обязанностей совхоза "Сибирь".
Постановлением Администрации Чарышского района Алтайского края от 15.09.1997 N 234 ЗАО "Сибирь" признано правопреемником всех прав и обязанностей, приобретённых акционерным обществом закрытого типа "Сибирь".
В мае 2012 года в Чарышский отдел Управления Росреестра конкурсный управляющий ЗАО "Сибирь" Бермешев А.А. обратился с заявлениями о государственной регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости с приложением плана приватизации 1993 года с актами оценки имущества, кадастровых паспортов от 10.04.2012 N 11, от 30.11.2011 N 161, от 16.03.2012 N 12, от 24.05.2012 N 1334.
Решениями от 15.06.2012 Управление ФРС приостановило государственную регистрацию права собственности сроком на 1 месяц до 13.07.2012, установив в ходе проведения правовой экспертизы несоответствие требованиям действующего законодательства представленных на регистрацию документов в части содержания описания подлежащих регистрации объектов.
Конкурсным управляющим 29.06.2012 поданы заявления в Управление ФРС с приложением дополнительных документов: идентификационных справок объектов недвижимости за номерами 141, 143, 144, 154 от 27.06.2012, выданных администрацией Тулатинского сельсовета Чарышского района Алтайского края.
Управлением ФРС по заявлениям конкурсного управляющего вынесены решения от 18.07.2012, выраженные в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
Конкурсный управляющий ЗАО "Сибирь", посчитав, что вынесенные решения незаконны и нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемых отказов закону или иному нормативному правовому акту и установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми отказами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для её проведения.
В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, не представлены.
Суды обеих инстанций на основании положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающие документы соответствуют типовому плану приватизации и акту оценки и являются достаточными для идентификации спорных объектов.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно и правомерно признали отказы регистрирующего органа в совершении регистрационных действий не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, выражают несогласие с выводами, сделанными судами первой и апелляционной инстанций, и фактически направлены на их переоценку, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при принятии решения и постановления арбитражные суды не допустили нарушений норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.10.2012 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.01.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12212/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Лошкомоева |
Судьи |
А.Н. Есиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации указывается, что основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о регистрации предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, не представлены."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф04-1262/13 по делу N А03-12212/2012