г. Тюмень |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А45-23166/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артбокс" на решение от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Булахова Е.И.) и постановление от 26.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Полосин А.Л., Бородулина И.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А45-23166/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артбокс" (630008, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 101, ИНН 5405444050, ОГРН 1115476134058) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный Проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании недействительным постановления от 11.05.2012 N 4475, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем обеспечения выбора земельного участка площадью 0,5431 га по ул. Бронный переулок, 18, в Кировском районе города Новосибирска для строительства здания склада с административными помещениями и локальным источником теплоснабжения и оформления акта о выборе указанного земельного участка.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Артбокс" (далее - ООО "Артбокс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным постановления мэрии города Новосибирска (далее - мэрия, заинтересованное лицо) от 11.05.2012 N 4475 об отказе ООО "Артбокс" в размещении объекта и обязании мэрии устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка площадью 0,5431 га по улице Бронный переулок, 18, города Новосибирска для строительства склада с административными помещениями и локальным источником теплоснабжения, и оформления акта о выборе указанного земельного участка.
Решением от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, доказательств невозможности предоставления обществу испрашиваемого земельного участка не представлено, документально не подтверждено, что на момент рассмотрения заявления существовали какие-либо препятствия и ограничения для выбора земельного участка, оснований для отказа в удовлетворении заявления у мэрии не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, мэрия постановлением от 11.05.2012 N 4475, рассмотрев заявление общества на комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска, отказала заявителю в выборе земельного участка (протокол заседания комиссии от 19.04.2012 N 334).
Считая указанное постановление заинтересованного лица незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемый отказ является правомерным, не нарушает законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности. При этом суд исходил из того, что 19.04.2012 комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска (протокол N 334 пункт 13) принято решение об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - станции скорой медицинской помощи по Бронному переулку, 18, в Кировском районе, что явилось основанием для принятия мэрией постановления от 11.05.2012 N 4475 об отказе ООО "Артбокс" в выборе земельных участков.
На основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска о резервировании земель для капитального строительства в дальнейшем мэрия издала постановление от 06.07.2012 N 6658, которым утвердила границы зоны площадью 4 191 кв. м планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - станции скорой медицинской помощи по Бронному переулку, 18, в Кировском районе.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешенном использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иные условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке.
В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 69-ФЗ) статья 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" дополнена абзацем следующего содержания: "отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В статье 70.1 ЗК РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (пункты 1, 2).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления. Согласно пункту 3 решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
- документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
- решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Мэрией 06.07.2012 было издано постановление N 6658 "Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения по пер. 18-му Бронному в Кировском районе", которое принято на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 19.04.2012 N 334, пункт 13), и в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Данное решение комиссии не было оспорено заявителем, не признано судами незаконным или необоснованным, что позволяет прийти к выводу о законности процедуры резервирования земель, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии препятствий обществу для выбора земельного участка и его предоставления для размещения объектов, правомерно отклонив довод заявителя о недоказанности существования таких препятствий на момент рассмотрения заявления общества.
На основании изложенного арбитражные суды пришли к правильному выводу о том, что отказ, выраженный в постановлении от 11.05.2012 N 4475, соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в порядке статьи 288 АПК РФ не имеется.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 22.10.2012 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.12.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-23166/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Артбокс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Мэрией 06.07.2012 было издано постановление N 6658 "Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения по пер. 18-му Бронному в Кировском районе", которое принято на основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол от 19.04.2012 N 334, пункт 13), и в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд". Данное решение комиссии не было оспорено заявителем, не признано судами незаконным или необоснованным, что позволяет прийти к выводу о законности процедуры резервирования земель, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о наличии препятствий обществу для выбора земельного участка и его предоставления для размещения объектов, правомерно отклонив довод заявителя о недоказанности существования таких препятствий на момент рассмотрения заявления общества."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 марта 2013 г. N Ф04-1360/13 по делу N А45-23166/2012